Рубрика: Обучение / Научитесь сами
Автор: Анна Мазина, рисунки: Максим Мазин.
«Вот ты вечно входишь в ее положение, церемонишься — да она уже сидит на твоей шее, свесив ножки! Построже с ней надо, тогда будет слушаться!» — сколько раз сторонникам мягких методов обучения приходилось слышать эти слова от окружающих конников. Хорошо, когда в ответ можно с гордостью ухмыльнуться, про себя подумав: ну да, конечно, вы это говорите просто потому что так не умеете, а вот у нас с лошадью полное взаимопонимание! И действительно, сколько закрытых дверей открыли эти удачно найденные ключики, сколько решили самых разных проблем — от поведенческих до якобы «неизлечимых» проблем со здоровьем, сделали контактными самых сложных лошадей, помогли приручить, заездить, напрыгать, переучить, вернуть доверие итд. Каждый конник сможет вспомнить множество примеров, когда индивидуальный подход, готовность к уступкам, творчеству, терпение и чуткость к обратной связи делали чудеса.
В то же время, есть и примеры обратного: мягких, участливых хозяев и совершенно невоспитанных лошадей. Владелец пытается быть другом для лошади, прислушивается к ее пожеланиям, обращается с ней с невероятным тактом и терпением, но лошадь словно бы не ценит это. Вместо того, чтобы отвечать хозяину тем же, она позволяет себе действовать резко, опасно, сбегает с корды, конюха не могут довести ее до левады, она плохо расчищается и не дает делать уколы, может укусить и отбить. Такие лошади обычно доставляют много проблем окружающим, и зачастую при словах «я занимаюсь с лошадью мягкими методами» или «у меня свободная лошадь» люди закатывают глаза и обмениваются понимающими взглядами, представляя себе именно таких лошадей.
Почему же один и тот же подход может приводить к противоположным результатам? Как определить в каждом конкретном случае, стоит ли проявлять великодушие и входить в положение лошади, руководствуясь индивидуальным подходом, или это и правда верный путь к тому, чтобы посадить лошадь себе на шею, и надо наоборот «быть построже», как советуют окружающие? Как почувствовать эту грань?
Обратимся к человеческой психологии. В своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови, американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью и организационному управлению, пишет, что каждая личность по мере развития проходит три стадии: зависимость, независимость и взаимозависимость. Рождаясь, мы полностью зависимы от окружающих — физически мало что можем сделать сами, не можем оценить опасность, не понимаем последствий своих действий итд. Малышами руководят, о них заботятся, их воспитывают родные. Постепенно, благодаря направляющим действиям близких и получению собственного опыта проб, ошибок и удач, мы научаемся быть все более и более независимыми. Взрослея, мы уже можем позаботиться о себе сами, обслуживать и обеспечивать себя, можем принимать решения относительно себя и нести ответственность за их последствия. Мы управляем своими поступками и полагаемся на себя. Но это не финальная стадия развития личности. Дальше мы начинаем понимать, что никакие наши достижения невозможны без взаимодействия с окружающими людьми. Я могу сам и ты можешь сам, но вместе мы можем больше. Умение рассчитывать на свои силы, брать на себя ответственность, но в то же время объединять способности и возможности с другими — это признак зрелой личности, достигшей третьей ступени развития.
«Зависимым людям необходима помощь других, чтобы получить то, что им нужно. Независимые могут получить все, что им нужно, благодаря собственным усилиям. Взаимозависимые люди объединяют свои усилия с усилиями других людей, чтобы достичь наибольшего результата» С. Кови.
Эти стадии мы проходим во всех аспектах нашей жизни. Сначала мы физически беспомощны, потом научаемся быть ловкими и умелыми, а в итоге становимся способны на взаимопомощь и совместные усилия. Сначала мы не имеем знаний о мире, и нам нужно наставничество более опытных, чтобы освоить простейшие вещи, потом достигаем уровня знаний, при котором можем выжить и заработать себе на жизнь самостоятельно, но ради достижения более высокого результата объединяем свои знания с другими — работаем в команде и ходим на семинары и курсы повышения квалификации. Способность к коллегиальному обсуждению — признак зрелой личности: я специалист и ты специалист, но если мы сложим усилия и поделимся друг с другом опытом, вместе мы сможем больше. (В том числе, в варианте — я получу от тебя дополнительные знания, ты получишь от меня плату за них).
Так сложилось, что лошадь — домашнее животное, живущее среди людей, поэтому все лошади должны научиться бесконфликтно взаимодействовать с людьми (в необходимой степени, кто-то больше, кто-то меньше). Лошади не могут оценить всех опасностей мира людей, поэтому должны научиться полагаться на человека, доверять ему заботу о своей безопасности. Когда мы начинаем обучать их, мы выступаем в роли их наставников, объясняя им правила поведения с человеком, и результат целиком и полностью зависит от нашего умения быть понятными и договариваться. Планомерно и последовательно занимаясь с лошадьми, мы учим их вести себя с человеком аккуратно, чтобы не сделать ему больно и не покалечить его, ходить в поводу, бегать на корде, возить всадника, обучаем спортивным дисциплинам. Как именно? Так же, как родители обучают детей — руководя ими и давая им обратную связь в случае ошибок и удач. Мы имеем план от простого к сложному, как постепенно подвести лошадь к желаемому результату, и по пути хвалим или корректируем ее, чтобы она «пришла» куда нам нужно. В результате лошадь становится все менее зависимой от нас. Если лошадь научена ходить в поводу, то предполагается, что она дойдет с конюхом до левады, даже если рядом не будет тренера. Если лошадь заезжена, мы можем ее продать как верховую, и новый хозяин сможет просто сесть на нее и поехать. Но возможен результат обучения еще более высокого порядка — взаимозависимое партнерство. Согласно известному высказыванию, «нет большей тайны, чем та, что существует между всадником и его лошадью». Часто можно увидеть, как прокатские лошади меняются к лучшему в поведении, выезженности и настроенности на человека в целом, когда их выкупают в частные руки. Лошадь и прежде умела возить всадника, а всадник умел ездить верхом, но здесь начинается тонкая подстройка друг к другу, позволяющая сгладить множество острых углов и вывести сотрудничество на новый уровень.
Если брать нашу ковальскую практику, то можно привести такой пример. Когда расчищается жеребенок, обычно ему требуется много опеки и руководства. Помимо предварительного обучения, во время самой расчистки кто-то должен помогать ему ловить равновесие и отвлекать на что-то приятное, чтобы он как можно спокойнее переждал необходимое время и понял, что от него требуется. Когда навык давания ног и спокойного стояния освоен, лошадь может расчищаться независимо, коваль просто ставит ее на развязки, берет ноги и делает свою работу. Взаимозависимость предполагает здесь взаимные уступки ради достижения еще большего результата. Например, в ситуации, когда вроде бы обученная лошадь вырывает ногу при попытке взять ее, коваль не просто удерживает ногу силой или призывает лошадь к порядку, а анализирует причину и предлагает решение, устраивающее обоих. Заметив, что лошадь начинает сопротивляться, когда ее ногу поднимают на определенную высоту, удобную ковалю для работы (например, из-за артроза в суставе), он может предложить ей держать ее ниже, на комфортной ей высоте — вместо боли лошади, возможно, придется испытать лишь небольшой, вполне терпимый дискофморт, а ковалю будет не так удобно работать, но не придется проверять спину на прочность в борьбе за ногу.
Когда же возникают проблемы? Когда люди подменяют здоровые, зрелые отношения взаимозависимости потаканием незрелому, зависимому поведению, и вместо постепенного взаимного сближения происходит игра в одни ворота. Человек принимает лошадь такой, какая она есть, как бы бесцеремонно и опасно она себя ни вела, как делают в самом начале обучения, но не считает нужным в дальнейшем руководить лошадью и давать ей обратную связь — хорошую и плохую, постепенно подводя ее к хорошим манерам и независимости от тренера. Такое руководство воспринимается как принуждение, ограничение свободы выражения чувств, несопоставимое с отношениями дружбы, которые владелец надеется построить. Сам же владелец налагает на себя поистине впечатляющее количество ограничений! Всегда приходить к лошади в хорошем настроении, быть мягким и творческим, всегда сохранять самообладание и никогда (НИКОГДА!!) не повышать голос и тем более не бить, быть готовым принять отказ и искать ему объяснение, охотно и доброжелательно повторять много раз, менять команду, снижать планку, переключать внимание… Человек должен лошади очень много, а лошадь должна… просто быть собой. Некоторые даже бравируют тем, что лошадь перестает быть удобной в быту, когда с ней общаются без принуждения, считая это хорошим показателем и ценя ее спонтанность.
В такой ситуации не приходится говорить о дружбе как о партнерстве. Как известно, в партнерских отношениях свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Полная свобода возможна только в полностью независимых друг от друга отношениях. Если есть взаимодействие, неизбежно возникает пересечение интересов и свобод. В данном случае, человек сознательно ужимает свои интересы и свободы, оставляя как можно больше пространства для свобод своей лошади. Если попытаться изобразить такие взаимоотношения схематически, интересы лошади можно было бы представить в виде большого круга, а интересы человека — маленькой точкой рядом.
Проблем с такими отношенями может и не возникнуть, если лошадь живет отдельно от всех, и с ней взаимодействует только хозяин — по крайней мере до тех пор, пока это не угрожает безопасности человека или самой лошади. Но если «свободная» лошадь взаимодействует с конюхом, ковалем и ветеринаром, начинаются трудности, потому что те обычно бывают не готовы ужать свои интересы и свободы настолько сильно, как лошадь приучена ожидать. Владельцу приходится выступать буфером, виртуозно ограждая свободу своей лошади от других, и в то же время ища как ее соотнести с задачами, которые необходимо выполнить. Называя свои отношения с лошадью дружбой, владелец по факту становится опекуном вечного младенца, заботливо ограждаемого от возможности повзрослеть. Расчистка копыт просто невозможна без «опекуна», который отвлекал бы лошадь, переключал ее внимание, участвовал во взятии ног и в то же время следил, чтобы коваль не допустил и тени грубости и принуждения… Взаимодействие с конюхами проконтролировать сложнее, так как они водят лошадей в леваду в основном в отсутствие хозяев, и решается все обычно тем, что или конюха просто отказываются выводить лошадь, или тайком «направляют и дают обратную связь», т.е. обучают лошадь приемлемо ходить в поводу (не всегда мягкими методами).
Владельцы могут не видеть проблемы в таких отношениях и до бесконечности выбирать для взаимодействия с лошадью самых терпеливых, участливых и располагающих свободным временем специалистов и персонал, а могут на словах признавать «да, у нас есть проблемы с дисциплиной», хотя в действительности, проблема заключается просто в отсутствии адекватной обратной связи для лошади. Она получает только поощрение, но никакие ее действия не пресекаются, поэтому лошадь не видит причин поступать по-другому. Не направляя ее действия и не корректируя ее реакции, мы, фактически, слагаем с себя роль учителей и остаемся просто опекунами.
Если же лошади своевременно дают обратную связь всякий раз, как она нарушила границы чьего-то пространства, интересов и свобод и в то же время задают вежливый тон общения, лошадь постепенно перенимает эту вежливость. Например, даже если человек уверен, что лошадь воспринимает только громкие команды, если он каждый раз будет начинать с тихой команды, усиливая ее только по необходимости, лошадь научится слышать эти более тихие команды и будет выдавать более мягкие реакции, общая громкость общения постепенно снизится. Более того, понимая где находятся границы дозволенного (круг со вполне четкими границами, окруженный другими такими же кругами — интересами других), внутри них она может действовать совершенно свободно (рисунок ниже, слева). Если с человеком у нее сложатся партнерские, взаимозависимые отношения, их взаимоотношения можно будет изобразить в виде большого общего круга, поделенного на две области с совпадающими друг с другом выпуклостями и вогнутостями, символизирующими взаимные уступки (рисунок ниже, справа). Это и будет тем самым продуктивным сотрудничеством, взаимопониманием, старанием друг для друга, которое делает чудеса, исцеляет душевные раны и приносит самые лучшие результаты.