Доктор, меня игнорируют! — Следующий!

Рубрика: Примеры / Примеры обучения

Автор: Анна Мазина

ignor1Одно время мне довелось заниматься с арабским жеребцом по имени Дан. Милейшее создание, которого мы в шутку называли розовым пони — всегда дружелюбный взгляд больших выразительных глаз, ни тени агрессии ни к человеку, ни к лошадям, в сторону кобыл лишь тихое «гу-гу», спокойный и послушный что под седлом, что в руках, даже немного флегматичный. Просто лошадь-мечта! Когда я только начала с ним заниматься, новая ситуация вызвала у него интерес, и он с выражением отличника быстро разбирался во всем, что бы я ему ни предложила. Однако когда Дан немного привык ко мне, я стала замечать, что он смотрит будто бы сквозь меня. Он механически бегал на корде, выполнял команды, но я совершенно не могла завладеть его вниманием и попросить, например, какие-то последовательные действия, как сгруппироваться и из этого положения подняться в галоп, или даже просто сделать так, чтобы он двигался активно больше пары темпов подряд, без напоминания. Он словно отбывал урок с телефоном под партой, только в его случае это было созерцание кобыл в левадах. Я могла удержать его внимание лишь на пару секунд, после чего оно рассеивалось, его отвлекало буквально все! Команды приходилось подавать громкие и часто, привычного мне диалога не складывалось.

Прежде всего, я попыталась заинтересовать его в правильных ответах. Так бывает, когда лошадь еще не привыкла к обучению с подкреплением, она механически выполняет команду и отвлекается, может даже предложить свой вариант общения, например, поиграть в кусачки — ловко исподтишка ущипнуть и увернуться от шлепка. Но если продолжать в определенном ритме подавать команду, добиваться ответа  и снимать давление или даже предлагать что-то приятное — угощать или почесывать, то лошадь постепенно начинает замечать, что комфорт и приятности являются следствием каких-то ее действий, она начинает прислушиваться к командам и стараться выполнять их, чтобы получить еще лакомства или почесушек, сосредотачивается на человеке и его командах. Однако с Даном так не получилось. Лакомство его не особо интересовало, чесаться нигде особо не чесалось, да и вообще когда он подходил ко мне за поощрением, он вставал так, чтобы только я не загораживала ему кобыл :) Ничем положительным заинтересовать его у меня не получилось.

Тогда я решила пойти по пути отрицательного подкрепления, усиливать дискомфорт от невыполнения легких команд. Как говорит Клинтон Андерсон, «сделать ситуацию для лошади более черно-белой», без кучи промежуточных постепенных усилений команды — не отреагировал на легкую команду — получи неприятную, которую не сможешь не услышать. Однако и такое общение не принесло плодов. Выполняя сильные, неприятные команды, Дан смотрел на меня с видом «настоящий жеребец вытерпит и не такое!» и совершенно не старался ответить на легкие сигналы, не дожидаясь неприятных, хотя я была очень последовательна.

Ничего не меняла и ситуация. Даже если рядом не было кобыл, если мы занимались в привычной или непривычной обстановке, делали занятия короткими или длинными, разнообразными или монотонными — ничто не могло помочь мне завладеть его вниманием и интересом. Разве только если я начинала его разыгрывать, делая выпады, прося его резко менять направление, предлагая проскакать итд. И то желания поиграть у него хватало не больше, чем минут на 10, и не всегда.

ignor2Что мне в итоге помогло — это сильно снизить свои ожидания от занятий и развить в себе большую чуткость. Я заметила, что команды с большей вероятностью выполнялись, если я угадывала с моментом их подачи. Мой собственный конь, Оззи, крайне сосредоточенный на человеке, способен услышать команду для подъема в галоп, принять нужную позу, выбрать подходящий момент и только тогда подняться. Дан бы уже сто раз забыл, о чем шла речь :) Выбор подходящего момента был моей заботой, но если я угадывала, Дан реагировал на тишайшую команду. Очень хорошо пошла, например, резинка на рыси — он уже поднимал ногу, чтобы шагнуть, а я просила или потянуться шире, или наоборот сделать более короткий шаг. Упражнение на эту тему показывала на своем семинаре Кейт Фармер — Остановка определенной ноги.

В результате, к моей гордости, мы смогли заниматься на корде без бича, при этом работая вперед-и-вниз от жеста, делая резинки и переходы и поддерживая нужную мне активность движения. Если бич и пригождался, то в качестве указки, а не постоянно необходимого средства понукания.

Рассказать об этом в: