Рубрика: Обучение / Метод кликера
Существует много способов, но обычно предлагается знакомить лошадь с кликером, прося ее дотронуться до мишени. Небольшие оранжевые конусы (обычно используются для разметки дорожек на спортивных мероприятиях) – очень подходящая вещь. Можно использовать крышки, мячики, щетки – все что угодно, лишь бы оно выглядело ярко и было безопасным для лошади. Начните с обучения дотрагиваться до мишени, потому что это очень простая игра, а кроме того это не входит в обычную программу обучения лошади.
Выберите безопасное место для занятия. Возьмите конус или какой-то другой предмет, и держите его прямо перед лошадью. Лошади обычно проявляют любопытство к таким вещам. Они протянут нос, чтобы понюхать конус. В ту секунду, когда лошадь дотронется носом до конуса, сделайте «клик» и угостите лошадь. Если лошадь не тронет предмет носом, прекратите ее поведение, так что когда она принюхается или посмотрит в направлении конуса, сделайте «клик» и угостите ее, и постепенно продвигайтесь дальше от этого момента.
Лошадь может начать шарить по вашим рукам, когда поймет, что ее угощают. Если она будет слишком напирать, просто отойдите от нее. «Канюченье» — это часть процесса обучения, и важно научиться не отвлекаться на это. Следите за своей безопасностью, но позвольте лошади исследовать. Она должна понять, что напирая на «раздающий лакомство автомат», она никогда не получит вкуснятину. Помогите лошади успешно это осознать.
Если лошадь отвернется, чтобы куда-то посмотреть, воспользуйтесь этим и поместите конус между ее головой и собой. Она наткнется на него, когда повернется, чтобы выпросить у вас лакомство. Когда это произойдет, сделайте «клик». Лошадь получит лакомство. Когда это будет повторяться снова и снова, лошадь вдруг поймет, что дотрагиваясь носом до конуса, она заставляет вас, раздаточный автомат, работать!
Вы увидите будто у нее в голове загорелась лампочка. Сколько раз мы это ни проделывали, мы никак не можем привыкнуть к этому волшебному моменту, когда лошадь понимает, что ОНА контролирует ситуацию, что она может заставить МЕНЯ делать «клик». Все, что ей при этом нужно делать – это дотронуться до конуса. Она также узнает и другую важную вещь: она понимает, что НИКОГДА не заработает «клик» за то, что будет нюхать мои пальцы, жевать мою куртку или толкать меня. Если ваша лошадь все тянет в рот, метод кликера – потрясающая вещь для того, чтобы научить лошадь хорошим манерам.
Найти правильную награду.
Кликер – это «сигнал-мостик». Он соединяет желаемое поведение и награду. Награда – это не что-то, что МЫ считаем, что должно понравиться лошади. Награда – это все, что САМА ЛОШАДЬ считает «поощряющим». Поэтому прежде всего нам нужно найти то, что будет желанным для ЛОШАДИ.
Что обычно нравится лошадям? Взбрыкнуть задними ногами, стоять спокойно, сильный массаж, проводить время с друзьями по пастбищу, шанс поваляться в песке… Проблема с этим списком очевидна. Очень трудно было бы использовать такое поощрение в процессе обучения. Вы не можете давать лошади валяться в песке каждый раз, как она даст вам правильный ответ.
Правильный расчет времени также очень важен при выборе подходящего вознаграждения. Без «сигнала-мостика» награду нужно было бы давать в тот самый момент, когда совершается правильное поведение. Только так лошадь сможет выявить, за что ее похвалили, и повторить это еще раз, чтобы получить новую награду. Задержки между поведением и наградой приведут к непониманию. Вы думаете, что награждаете лошадь за то, что она опустила голову. Она же уверена, что за то, что она смахнула хвостом муху. Как решить такую проблему? Очень просто: введя вторичное (условное) подкрепление.
Еда или похлопывание по шее – это первичное (безусловное) подкрепление. Это то, что лошадь хочет получить. Вторичное (условное) подкрепление, или «сигнал-мостик», как его еще называют — это условный сигнал, который начинает ассоциироваться с наградой. Он говорит лошади «Ты близка к тому, чтобы получить лакомство». Без такого «сигнала-мостика» было бы очень трудно обучать лошадей, используя еду. Они начинают требовать ее, поэтому она становится скорее отвлекающим, чем обучающим моментом. Однако ИСПОЛЬЗУЯ «сигнал-мостик», вы можете преобразовать требовательность в исполнительность. Еда в качестве награды действует отлично. Это удобно всаднику и очень хорошо мотивирует лошадь.
Опытные кликер-тренера, например, Александра Курланд, говорят, что они были ошеломлены результатами. Все, начиная от простых манер до выступлений, требующих высокого уровня подготовки, может быть освоено с помощью кликера. Метод кликера отлично вписывается в общую систему тренировок. Это не заменитель, а дополнение к техникам, которые вы знаете. Понятное «да», которое говорит кликер, ускоряет процесс обучения и делает лошадь готовой работать и более счастливой.
Разнообразьте подкрепление.
Так что же использовать в качестве лакомства? Зерно, давая его по чайной ложечке за раз, порезанную морковь, яблоки, кубики сахара, мятное лакомство, хлеб – все, что лошади действительно нравится, и что ей не вредно есть. Важно то, что вы можете разнообразить подкрепление. Вы можете доносить до лошади важную информацию, меняя лакомство. Оставьте особо вкусные лакомства для исключительных моментов. Лошадь будет знать, что, например, если вы дали ей сахар, значит она сделала что-то особенно удивительное, и в следующий раз она будет лучше стараться.
Фотография: Максим Мазин
Оригинальный текст на сайте www.equilog.com.au