Завоевание интереса

Рубрика: Примеры / Примеры обучения

ozzy_interes_maksimМы с Максимом выкупили Оззи, когда тому было неполных 11 лет. Родившись в Новотомниковском конном заводе, Оззи успел за свою жизнь побегать на ипподроме, поработать у пастуха, недолго побыть в частных руках а затем полтора года в прокате. В руках абсолютно беспроблемный конь, но под седлом ускорялся, боролся с поводом, плохо останавливался и иногда слишком нервничал. На нем было трудно ездить в одиночку, без других лошадей, он начинал волноваться, ускоряться, часто дышать и у него мог даже начаться понос на нервной почве. В целом он хорошо слушался человека, но был внутренне очень зажат.

Когда я первый раз взяла Оззи на корду, я не смогла спокойно его отгонять, потому что все внимание коня было устремлено на лошадей в левадах, граничащих с плацем. На шагу он то и дело срывался на рысь, гарцуя перед новыми соседями, самовольно менял направление, и чтобы развернуть его в прежнем направлении приходилось подтягивать корду к себе. Я решила первым же делом научить его осаживать от волны по корде, чтобы использовать это для замедления аллюра, перехода в шаг с рыси, и еще откиду зада на корде, чтобы можно было быстрее развернуть его в прежнем направлении. Обычно откид зада делают все лошади, с которыми даже ни разу не занимались НХ-шными упражнениями, но Оззи оказался глух к моим жестам. trust_nozhkaВолна по корде тоже была воспринята им неправильно — он или задирал голову и принимался бегать вокруг меня нервной рысью, или вставал на свечку, или стоял и поднимал одну из передних ног. Попробовали делать уступки — Оззи уступал, но продолжал неотрывно следить за лошадьми в левадах, поэтому легких команд он попросту не замечал, а реагировал только на сильные, без прогресса.

Я поняла, что начинать нужно не с того. Нужно было пробудить в коне интерес к занятиям в частности, и к людям в целом. У Оззи были определенные стереотипы поведения с людьми, он не привык к индивидуальному подходу и к игровому обучению. Метод кликера помог нам наладить общение.

Сначала мы обучили коня игре в «Дотронься!», поощряя его лакомством. Каждый раз, получая сушку, Оззи поднимал ножку и махал ей. Мы игнорировали это поведение, а потом ввели команду «Дай лапу!». Мы научили коня еще нескольким простым играм, например, дотрагиваться носом до бока в том месте, где скребешь пальцами, сгибаться. Оззи уже не каждый раз поднимал ножку, т.к. у него появилось несколько способов получить нашу похвалу и вкусняшку, и он ждал, что именно мы попросим.

Также для успешного обучения нужно было, чтобы конь не боялся проявлять инициативу и предлагать варианты. Для этого мы стали поощрять любую его инициативу. Если во время чистки Оззи предлагал поиграть, т.е. сгибался к боку, махал ножкой или пытался до чего-то дотронуться, то мы на какое-то время оставляли щетки и играли с ним, а потом возвращались к чистке. Также очень помогли прогулки на корде. Сначала Оззи ходил рядом с человеком, даже не наклоняясь к земле отщипнуть сухостой. Пытаешься отослать его от себя — вставал вокруг тебя на кордовый круг :) trust_progulkaНо так как мы брали их вдвоем с Халлой, конь видел как гуляет она, а мы еще и всячески поощряли у Оззи интерес к окружающему, он быстро научился подходить и рассматривать то, что было интересно, наклоняться и отщипывать то, что было вкусно, и идти впереди, ведя за собой. Конь стал намного более открыт, стал воспринимать человека компанией. Если в конюшне кроме него не было лошадей, но был кто-то из нас, то уже не ржал, как прежде, зовя лошадей.

Насчет подачи команд я убедилась, что если Оззи не понимал легкую команду, ее не надо было усиливать, а следовало повторить тихую команду еще несколько раз, давая ему время на раздумье. Самым сложным оказалось добиться от него спокойствия при выполнении команд. Оззи норовил сделать 10 разных движений в ответ на одну команду. Помогло командовать буквально «шепотом» и хвалить за перенесение одной ноги в нужном направлении, а не за полноценный шаг, потом делать паузу и просить переместить вторую ногу.

Что очень важно, Оззи по 8 часов гуляет в леваде с другими лошадьми, так что у него есть время пообщаться и с ними, и с нами. Когда его только выводишь в леваду, он занимается неохотно. Если просить что-то сделать на свободе, то он выполняет и тут же отворачивается и уходит. Сначала он должен обнюхать кучи, поздороваться с соседями и немного попастись, а через час-два уже с удовольствием занимается.


Фотографии: Максим Мазин, Анна Мазина

Рассказать об этом в: