Заездка

Рубрика: Примеры / Примеры обучения

marik_zaezdka_sedloЗаездка, на мой взгляд, является очень интересным моментом в жизни лошади. Я имела представление, что делать с лошадью до заездки и после, а вот как проводить саму заездку, строила лишь догадки, и решила пойти тем путем, которым работала с лошадью всю его жизнь, т.е. «1 шаг вперед, 2 назад».
К моменту заездки Марик прекрасно знал корду, все основные уступки (передом, задом, осаживание, боковые движения), поднимался в любой аллюр и останавливался по голосовой команде. И, конечно, был приучен к седлу.
Я разбила заездку на несколько шагов:
1. Седло
2. Посадка
3. Движение и остановка

Седло.

Приучение к седлу я начала за несколько месяцев. Подносила к лошади, останавливаясь в нескольких шагах от него. Он проявлял любопытство, но не пугался, мог понюхать, полизать, попробовать на зуб. Когда седло в моих руках стало привычным и неинтересным предметом, я положила его на спину. Это был не первый предмет, оказавшийся на спине, поэтому Марик не удивился совершенно. Далее шло весьма неприятное для лошади затягивание подпруги. Есть лошади, которые на этом этапе начинают топтаться, убегать вперед или назад, и всадник должен обладать скоростью и сноровкой, чтобы поседлаться, например, в поле. Этого поведения мне хотелось избежать. Начала я с того, что просто прикладывала подпругу к животу. Если Марик напрягался, ждала, когда чуть расслабится, отпускала и снова прикладывала, ожидая расслабления. Через какое-то время лошадь перестает замечать этот жест. Затем я чуть затягивала подпругу, и начинала все сначала. Затянуть-подождать, пока расслабится-отпустить. Эти повторения необходимы для того, чтобы лошадь поняла безопасность процесса, научилась расслабляться, и осознала, что топотанье на месте — это пустая трата энергии. Те же самые действия я старалась повторять не только в конюшне, но и на плацу, и в леваде, и в поле, добиваясь того, чтобы лошадь стояла спокойно и расслабленно при седловке, несмотря на окружающую атмосферу.

Посадка.

Здесь работает тот же принцип, что и при седловке — добиться максимальной расслабленности лошади, через большое количество повторений. Главное — это найти грань, где лошадь начинает (именно начинает) нервничать, и работать на ней. Марик начинал нервничать, когда я ставила ногу в стремя. Он напрягался, но убегать, или козлить, пока еще не собирался. Поэтому я вставляла ногу, ждала какое-то время, вынимала ногу. Затем, стала прикладывать на стремя давление, вставать на него. Мы работали как с левой, так и с правой стороны. Наконец, когда Марик перестал беспокоится по поводу стремян, я села в седло. Посидела и слезла. И снова залезла, с другой стороны. Конечно, это может показаться очень нудным и скучным — зачем столько повторений? Но на мой взгляд, лучше один раз потратить несколько дней на приучение и не иметь проблем всю оставшуюся жизнь, чем форсировав события один раз, успокаивать козлящую лошадь, или прыгать за ней на одной ноге, пытаясь влезть в седло, когда та несется рысью, почуяв ногу в стремени.

marik_zaezdkaДвижение и остановка.

Единственная вещь, которую, на мой взгляд, сложно отработать на земле — это воздействие шенкеля. Но тут мне очень помогли голосовые команды. Единственное правило — это начинать с самой легкой команды, с той, на которую бы вы хотели, чтобы лошадь откликалась. Для меня этой командой в шаг является напряжение ягодиц. Затем я добавляла легкий шенкель, и уже после этого давала голосовую команду. Марик, привыкший к голосу, первое время откликался только на него, но быстро усвоил, что можно опередить, «прочитав» предыдущие команды.
Остановок мы учили два вида — обыкновенную, и стоп-кран. Останавливались по той же схеме — я расслаблялась в седле, затем чуть нажимала на стремена, набирала повод и говорила «стой». Если лошадь продолжала движение, я набирала один повод, как для бокового сгибания, и фиксировала его на бедре. Пройдя несколько шагов с согнутой шеей, Марик останавливался, и я снимала давление.
Не бойтесь веруться на шаг назад, если что-то не получается. Волнение, неспокойствие, напряжение лошади говорит о том, что она еще не готова к предложенному упражнению. Возвращаясь назад, мы совершенствуем пройденный материал, что позволяет легко сделать шаги вперед.

Рассказать об этом в: