Упражнения, основные ошибки и трудности

Рубрика: Обучение / Семинары

minsk2Перед семинаром меня одолевали сомнения. Люди на семинаре собрались доброжелательные и интересующиеся, но удастся ли объяснить им базовые упражнения на лошадях, которые настроены показать мне мое место… Начали мы как обычно с теоретической части. Я рассказала о том, что такое НХ, какие его основные принципы и зачем оно нужно. Привела пример с соблюдением личного пространства среди людей — когда мы едем в давке, то стоим плотно друг к другу, но когда два незнакомых человека заходят в пустой автобус, то было бы странно, если бы второй подсел к первому. Зрители понимающе закивали. Тем более, продолжала я, было бы странно мне сейчас усесться к кому-нибудь на ручки — я сделала вид, что сажусь на Катю, — и ожидать, что она или стерпит, или подвинется. «Ну да, а нашим лошадям мы это позволяем и отодвигаемся» — услышала я в ответ.

Дальше мы поговорили о взаимной чуткости, что и мы должны давать легкие команды и стараться улавливать то, что хочет до нас донести лошадь еще пока ей не приходится кричать об этом, и что от лошадей нужно добиваться вежливости и такой же чуткости по отношению к нам. Поговорили про мотивацию, про то, как нужно усиливать команду и в какой момент и как снимать, вскользь затронули метод кликера.

Когда пришла пора перейти непосредственно к упражнениям, лошади уже все были в недоуздках. На их мордах читалось: «мы тут подумали… так и быть, проводи свой семинар!» Лошади правда мне очень подыграли и вели себя как настоящие учебные лошадки — если команду давали правильно, они ее выполняли, а если ее давали неправильно, то они терпеливо ее не выполняли, не включая защитной реакции! Они достаточно вежливо показывали собравшимся, например: забыли выставить блок? получите мою голову с другой стороны вас. Приложили давление не туда? а вот так я могу подвинуть вас плечом (ровно на полшага). Они неизменно отвечали, и отвечали ровно на то, что командовали участники — если те командовали не то, то ровно на это не то они и получали ответ. Например, очень сложным оказалось понять, в каком направлении подавать команду, чтобы лошадь уступила передом назад и вбок. Все упорно вставали лицом к шее лошади и направляли команду перпендикулярно шее. Кони терпеливо убирали только шею, переступая ближней передней ногой перед дальней или прокручиваясь на передах. И так пока команда не станет правильной.

Начали мы с того, что я показала приучение на Миле — взяла пакет и сначала для верности встряхнула его. Миля отлетела назад на свече. Потом я показала, как нужно давать лошади все незнакомое обнюхивать, и что нужно поощрять любопытство, которое поможет преодолеть страх. Рассказала, как с помощью команды «дотронься» преодолевать страхи. С Милей приучение к пакету пошло быстро, но когда подошли к ушам, реакция была опять такая же бурная. Я показала, как делать более мелкие шажки, подбираясь к проблемной зоне, но мы пришли к выводу, что не будем тратить столько времени, сколько ей понадобится на приучение трогать пакетом уши, потому что впереди была насыщенная программа.

Первым заданием была дружелюбная игра — погладить лошадь по всему организму с обеих сторон и понакидывать на нее веревку. Если ходит — продолжать накидывать и ходить вместе с ней, и так пока не остановится. Тогда выдохнуть и отвернуться. С помощью этого упражнения я хотела объяснить расслабленную позу и снятие давления, что пригодилось бы потом в течение всего семинара. Конечно задание вызвало определенные трудности, но я ходила от одного к другому и помогала. Лошади не волновались ни по поводу поглаживаний, ни по поводу веревки, так что все оказалось достаточно легко.

minsk_peredom2Второе задание было на уступку передом. На мой взгляд, это самая важная уступка, важнее даже осаживания, т.к. многие лошади (и все из присутствовавших) если что-то им не нравится оттирают человека плечом — нужно уметь это плечо убрать. Сначала мы убирали перед от нажатия, так легче. Проблема возникла с тем, что все, как один, старались запомнить, на какие именно места я надавила, но не просекли главного — уступка означает, что ты хочешь пройти и просишь лошадь подвинуться. Куда ты хочешь пройти, туда лошадь и должна уступить. Я ходила между участниками и показывала им это на конях. В результате все все поняли и у всех все получилось.

Еще загвоздка была в своевременном снятии давления — просили не один шаг, а несколько, раз так хорошо пошло. В итоге после 3-4 шагов лошадь делала какое-то неправильное действие, освобождалась от давления и сама себя поощряла. Это тоже обсудили и исправили.

Потом сделали уступку задом, которая обычно является самой легкой из уступок. Она не вызвала ни у кого абсолютно никаких проблем. Единственно, люди не всегда понимали, зачем руку с чомбуром держать высоко, и опускали ее к бедру. Лошади терпеливо объясняли им — это затем, чтобы мы вот так вот — ррраз! — не таранили вас головой! Причем все делали это аккуратно и вполне обучающе!

Дальше было задание посложнее — Направляющая игра, т.е. уступка от жеста. Я взяла кого-то из рыжиков и показала на нем уступку передом от жеста — направление воздействия то же, я начинаю надвигаться на него, делаю пшик-пшик пальцами в сторону его глаза, а если он вот так зажмуривается и отворачивает от меня только голову, то бац! сложенными пальцами ему по шее. Зрители удивились, одна из них спросила: а вот так вот по уху его ударить… это… На что двое других тут же ей ответили: ну это же усиление давления! сначала жест, потом жест ближе, потом уже легко стукнуть. Ну и я объяснила, что не по уху, а за ухом, по шее, куда лошади вцепляются друг другу зубами, доказывая свое главенство.

minsk_peredom3Потом я показала еще один способ — стоять на расстоянии от лошади и давать команду веревкой, позволяя хвосту веревки потихоньку удлиняться и первым достигнуть плеча лошади, еще до того, как я и мое пространство через него пройдут. С веревкой лошади отвечали охотнее, но это было сложнее участникам. Основные ошибки были опять же в том, что прикладывали давление в неправильную сторону, в итоге лошадь делала шаг вперед и запускалась по кругу вокруг человека, или же забывали постепенно «стравливать» веревку, удлинняя ее хвост. Получалось, что человек добегал до плеча лошади, помахивая огрызочком, даже хлопал им ее по плечу… а лошадь притворно жмурила один глаз и глумилась: «ой, как страшно!».

Еще лошади объяснили другую опасность, о которой я забыла сказать — и я тут же ее озвучила. Когда начинаешь командовать уступку, размахивая небольшим хвостиком корды, minsk_ja_vysokajaа лошадь вдруг прет на тебя, то нужно резко стать ВОООТ таким большим, раскрутив снизу вверх ВОООТ такой длинный хвост корды. Или хотя бы резко поднять вверх руки. Сначала получалось не у всех, народ сначала отходил на шаг, а уже оттуда поднимал руки, что выглядело скорее как жест «сдаюсь»! Но потом разобрались.

Насчет уступки от жеста, я напоминала всем про умение проходить сквозь стены, о котором рассказывается в фильме «Чародеи». Что для этого нужно? Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий. Поначалу все, как Абдулов, добегали до стены и врезались в нее. Я ходила от одного к другому, спрашивала, все ли получается и, если нужно, показывала еще и еще раз.

Олеся сама подозвала меня помочь. В ответ на команду Ваня раз за разом пер плечом на ее пространство, но до нее самой не доходил, а за полшага сворачивал вокруг нее. Выглядело это так. Олеся мягкими ласковыми жестами командовала: «Ванечка, солнышко, я тебя сейчас кое о чем попрошу… только ты не обижайся. Не будет ли тебе трудно подвинуться?». «Шо??» — отвечал Ваня и пер. «Сильнее команду! Сильнее!!! Что это… двинь его от себя!!!» — я пыталась подсказать, но Олесины движения были по-прежнему мягкими и извиняющимися. «Не верю!» — отвечал Ваня и продолжал переть. Я спросила Олесю, умеет ли она ругаться матом. «Ммм… ну… иногда…» — не поверил не только Ваня, но и я.

Я взяла чомбур из Олесиных рук. Так как волну по корде мы еще не разбирали, мне надо было выслать Ваню от себя другими жестами, например, резко выкидывая к его морде руку с чомбуром, понемногу его отдавая… будто я бросала ему в лицо провисание чомбура, на длину которого он должен был отойти. Ваня тут же задрал нос и попятился. Когда Ваня оказался на расстоянии моего пространства, я скруглилась и похвалила коня. Дальше снова ожила и дала команду убрать плечо. Ванюша тут же все выполнил. Я передала чомбур Олесе. Дело пошло лучше, Олеся стала очень ловко расставлять блоки, не давая себя таранить. На этой фотке я сначала подсказывала, потом стала кричать «от себя! двинь!!», стараясь задать тон Олесиным действиям. В итоге у них все получилось.

minsk_olesya2minsk_olesya3

Еще мы поделали опускание головы. Здесь трудность возникла совершенно неожиданная — лошади практически не сопротивлялись, но и явной уступки не было. Они просто под нажимом мееедленно клонились все ниже и ниже. Как бы вроде и похвалить есть за что, но с другой стороны, не выглядит это так, как если бы они понимали уступку. Я предложила давать команду более резко, чтобы и ответ был более энергичным. Сразу заработало как надо!

Я объяснила на словах как из этого упражнения слепить виртуальный шамбон, а потом почувствовала, что наступил логический конец занятия. Лошади были все хорошие и милые, а участники были довольны, что у них все получилось, им было интересно, но они скорее обдумывали произошедшее, чем смотрели на меня, желая сделать что-нибудь еще. Очень кстати пришелся обеденный перерыв.

Во второй части семинара мы начали разбирать волну по корде. Тут трудности возникали самые обычные — стояли слишком близко к лошадям (точнее позволяли лошадям подойти вплотную к себе) и держали чомбур слишком коротко, так что получалась не волна, а просто мотание короткой веревочки влево-вправо.

Кстати сказать, поначалу все на автомате брали чомбур очень коротко. Я объясняла, что НХ в этом смысле похоже на вестерн — мы набираем чомбур для команды и тут же бросаем, набираем и бросаем, у нас всегда должно быть провисание. Но очень сложно сразу за всем уследить, и когда люди концентрировались на правильной подаче команды, то забывали про длину чомбура в другой руке. В итоге получалось, что например на уступке задом, подходя к середине лошади, человек невольно тянул ее переднюю часть за короткий чомбур. Лошадь естественно переступала передними ногами вслед за головой, и выполнение команды получалось нечетким.

Когда лошадь вставала слишком близко от человека, обычно все заводили руку под ее мордой (нос лошади при этом упирался человеку в живот) и тянули ее чомбуром от себя, насаживаясь своим пространством ей на голову! Я объясняла этот момент, все понимающе кивали, но настолько это на автомате сидит — взять за недоуздок и потянуть! Я то и дело напоминала, что мы уже разучили разные отсылающие от себя команды — воспользуйтесь лучше ими. Участники кивали и старались.

minsk_oshibkiНапример вот на этой фотке хорошо видны типичные ошибки. Надеюсь, Аня не обидится, что я привожу ее как пример… ведь это было в самом начале, а потом у Ани стало шикарно все получаться!

Во-первых, чомбур намотан на руку, чтобы перехватить покороче. Если лошадь дернет, будет больновато.

Второе — ближе к лошади большой палец, а не мизинец. Когда мы держим корду так, то у нас работает трицепс, а когда корда выходит из-под мизинца, а ее хвост от большого пальца, то у нас работает более сильная мышца — бицепс, нам легче удержать лошадь.

Третье — Аня пытается затормозить Виктора потянув за чомбур (в ответ на команду уступить Виктор пошел вперед). Не отзывает-отпускает, а тянет за короткий чомбур и второй рукой готовится схватить чомбур еще короче. Если бы это был не Виктор, а Артем, они могли бы долго перетягивать веревку! Вместо этого руку с чомбуром (куда более свободным) лучше поднять наверх, блокирующим плечо жестом. Если он не услышит его — отозвать голову к себе, чтобы он не тянул вперед, а направился вокруг человека по маленькому кругу, повернув голову в постановление. Так он остановится намного быстрее, а человек все время будет немного перед его плечом, в самом выгодном месте.

Ну и четвертое — чем короче мы берем чомбур, а тем более хватаемся за недоуздок, тем ближе мы ставим свое пространство к лошади. Наши ноги оказываются у нее в слепой зоне — она может совершенно того не желая на них наступить. А уж пихнуть нас прочь — милое дело.

Еще из трудностей — кажется Ваня осаживал не по прямой. Он постоянно норовил убрать шею насторону, а ноги оставить на месте. Я показала, как корректировать — волна, отзываем-выравниваем, волна, отзываем… не прерываясь. Вскоре все заработало! Миля так вообще стала осаживать от легкой ряби.

Потом мы сделали частный случай осаживания от волны по корде, который, почему-то вызвал у многих самое большое воодушевление, что это близко к волшебству. Я попросила участников встать у плеча лошади и пустить волну по чомбуру, чтобы лошадь осадила так, что ее голова бы оказалась у плеча человека. И проделать это стоя с обеих сторон лошади. У всех получилось с первого раза, но вызвало много улыбок и одобрительных комментариев.

Дальше пошла кордовая работа — откид зада и перемена направления через разворот на заду. Не ролл-бэк, но так, чтобы лошадь при развороте не залезала в пространство человека. Откид зада я показывала на Артеме, он отлично все сделал, но мне пришлось дать сильную команду — хлопнуть хвостом чомбура по земле. Когда участники разошлись по коням пробовать, оказалось, что всем лошадям вполне хватало и просто взмаха хвоста чомбура в направлении зада, а потом они стали понимать и просто напряженный взгляд!

С Милей как всегда пришлось повозиться. Справа она откидывала зад от взгляда, но слева выставляла плечо и упорно ходила вокруг человека. В результате полутора дней занятий она уже стала намного мягче это делать, но все равно перла как могла. Я, приговаривая «ну не учебная это лошадь…» поборолась с ней, пообъясняла ей… и отдала Наташе, предложив пробовать только с легкой, правой стороны. Через минуту Наташа продемонстрировала мне шикарные откиды зада в обе стороны!

Дальше я предлагала менять направление традиционным НХ-шным способом — заступить перед подпругой, переложить корду в другую руку, взмахнуть хвостом чомбура перед мордой лошади и развернуть ее перед на 180, направив ее в обратном направлении. Здесь очень важно, чтобы лошадь именно делала поворот на заду, а не полувольт, т.к. в полувольте она передом зайдет в наше пространство, а на коротком чомбуре просто нас сметет. Поэтому с некоторыми неповоротливыми конями приходилось в процессе разворота делать полшага в их сторону, чтобы они больше переносили вес назад. Тут тоже особых трудностей не было, т.к. в этом упражнении соединялись команды, которые мы уже разбирали, и которые у всех блестяще получились. Ну и лошади уже не проверяли, уже стали более уступчивыми.

Мне хотелось показать им все, что можно было бы считать основой. Так здОрово у всех все получалось! В плане размягчения шеи и убирания пихающих плечей мы поделали сгибания одним поводом с земли. Троим из четырех коней пришлось привязывать чомбур к недоуздку сбоку, иначе они упирались, вертелись или осаживали… они бы наверно в конце концов предложили правильное действие, но что-то до них никак не доходило. Привязала чомбур сбоку, сделали пару уступок так, а потом перевязали его обратно вниз — кони принцип поняли, заработало в обе стороны.

И тут я стала краем глаза замечать, что народ уже больше не тянет лошадей за недоуздки, если надо их от себя отовинуть. Кто-то пускал волны по чомбуру, кто-то делал жесты, кто-то нажимал… но заработали команды, которые мы разбирали, вместо тех, что вылезают на автомате!

Напоследок я показала на Вите, как самом чутком, circle driving. Начали мы с боковых движений от помахивания в сторону бока, а потом я показала, как на шагу это использовать в кордовой работе, не забыв уточнить, что кордовый круг желателен не меньше 20 метров, и что если что-то на короткой корде объясняется, то делать это надо небольшими репризками и мало. Витя отлично убирал бок на шагу, а с рысью и галопом я не стала экспериментировать, вроде бы и так всем все было понятно.

Рассказать об этом в: