Сравнение методов обучения

Рубрика: Обучение / Научитесь сами

desensПричины проведения эксперимента: Реакции лошадей в пугающих ситуациях важны как для безопасности лошадей, так и для безопасности людей. На разработку тестов на подобные реакции были потрачены значительные научные ресурсы, однако пока не много усилий было направлено на разработку подходящих методов тренинга для снижения пугливости.

Цель: определить, какой из трех различных методов («привыкание», «приучение», и «создание контр-рефлекса») наиболее эффективно учит лошадь спокойно реагировать на потенциально пугающую ситуацию.

Метод: 27 необученных 2-хлетних жеребчиков Датской теплокровной породы были отобраны для испытания трех методов, в соответствии с классической теорией обучения.

1) 9 лошадям демонстрировался пугающий предмет целиком (шевелящийся белый нейлоновый мешок размером 1,2 х 0,75 м) в течение 5 ежедневных сессий, до тех пор, пока они не начинали вести себя соответственно заранее определенному критерию привыкания (метод «привыкания»)

2) 9 лошадям предмет демонстрировался постепенно, маленькими шагами, к следующему шагу переходили после полного привыкания к предыдущему, до полной демонстрации предмета (метод «приучения»)

3) 9 лошадей обучали ассоциировать предмет с положительным подкреплением (метод «создания контр-рефлекса»).

С каждой лошадью провели 5 сессий по 3 минуты в день каждая. Пульс и поведенческие реакции были задокументированы.

Результаты: Лошади, обучаемые с помощью метода приучения, в целом показали меньше реакций бегства, и им потребовалось меньше сессий, чтобы начать спокойно реагировать на пугающий предмет. Отклонения частоты пульса сохранялись, даже когда поведенческие реакции прекратились.

В дополнение, все лошади, обучаемые методом приучения, в результате привыкли к предмету за 5 сессий, в то время как некоторые из лошадей, обучаемых другими методами, так и не привыкли.

Выводы и потенциальное использование: Метод приучения оказался наиболее эффективным для обучения лошадей в пугающих ситуациях. Дальнейшие исследования необходимы для изучения роли положительного подкрепления (как, например, еда) в обучении лошадей.


Фотография — Максим Мазин

Полный оригинал исследования опубликован в Equine Vet J. Сент, 2006; 38(5):439-43.

Рассказать об этом в: