Рубрика: Обучение / Семинары
Мы с Бравадой вышли на середину манежа. «Сначала я хотела рассказать о том, что такое НХ, или natural horsemanship…» — начала я. Бравада в это время с высоко поднятой шеей приглядывалась к зрителям и вертелась по сторонам, а иногда выходила вперед, отделяя зрителей от меня. Я мимоходом корректировала ее, я хотела, чтобы она спокойно встала справа от меня. Видимо по моей расслабленной позе, а также по тому, что зрители оставались на месте, Бравада поняла, что нет, это не прокат, и спокойно встала, опустила шею, поджала ножку и через какое-то время я заметила, что она жмурится, будто очень хочет спать.
Я рассказала о том, что входит в понятие НХ, чем оно отличается от традиционных методов и системы Невзорова, потом остановилась подробнее на том, что пригодилось бы в практической части занятия — на своевременности снятия давления, на маленьких шагах, на круглой и напряженной позах… Солнышко Бравадка отлично мне подыгрывала в моем выступлении! Пока я разглагольствовала, жестикулируя, она стояла на месте и дремала, а когда я обращалась к ней, расправив плечи и делая жест, она внезапно оживала и самым лучшим образом уступала! После этого она по команде возвращалась обратно головой к зрителю и снова погружалась в дремоту, один раз даже позволив мне взять свою шею подмышку!
Она вообще будто бы понимала мои слова и очень впопад делала какие-то вещи. Когда я хотела продемонстрировать своевременное снятие давления, я выбрала пример с опусканием головы — очень наглядный даже с расстояния. Надавливаем — шея опустилась, а рука осталась на месте, в воздухе. Лошадь сама себя освободила от давления. Сначала Бравада от очень легкого касания опустила шею низко, я словами попросила ее сначала посопротивляться немного, а то зрители не поймут — и она и правда немного для вида посопротивлялась, прежде чем уступить!
Затем мы перешли к практической части. Заведя Браваду, я показала на примере Красотки как надевать веревочный недоуздок, а потом мы пошли в конюшню к остальным лошадям, на которых участники семинара надели недоуздки и вывели в манеж. На одну из лошадей, маленькую Габриэль с тяжелым прошлым, сначала надели единственный недоуздок из веревки 8 мм. Обычно нет особой разницы в толщине веревки, но маленький рыжик тааак куда-то потащила девушку, тщетно пытавшуюся удержать ее всем своим весом, что мы решили переодеть недоуздок на 6-мм-вый, построже. Оказавшись без недоуздка, пусть и с 2 чомбурами вокруг шеи, кобылка так отчаянно попыталась вырваться на свободу, что мы еле удержали ее втроем! Но в итоге все закончилось хорошо, и мы все вместе дошли до манежа, а я решила, что первые упражнения буду объяснять именно на ней, чтобы немного утихомирить ее сопротивление, показать ей, что это не единственный путь общения с незнакомыми людьми.
Когда я занимаюсь с одной лошадью, я иду традиционно — по 7 Играм. А тут начинать с Дружелюбной Игры, т.е. объяснять приучалки было явно невозможно, т.к. во время них лошади часто ходят, а их было 5 в небольшом манеже, и Рыжик крысилась и поворачивалась попой к другим лошадям… как бы не начались разборки. Да и вообще не нужна эта чехарда, когда давление бы снималось не из-за того, что лошадь спокойно встала, а из-за того, что свободного места для хождения не осталось, и ее нужно перевести туда, где оно есть…
Вместо этого я решила начать с уступки передом, т.к. это самое главное упражнение наравне с осаживанием от волны по корде. Дело в том, что бОльшая часть невежливого поведения лошади в руках заключается в том, что она напирает на нас передом, и если мы научимся этот перед отодвигать, мы себе намного упростим жизнь. Лошадь не будет наступать нам на ноги, двигать плечом с дорожки, обгонять итд. Я, как и собиралась, взяла Габриэль, которая попыталась потянуть меня к стоявшему рядом Бульвару, чтобы высказать ему свое Фи!, а когда это не получилось, развернулась к нему задом. Мы разобрались с дистанцией, и я показала уступку передом от давления и от жеста. От жеста Рыжик никак не уступала. Шея уже вся уехала насторону, но передние ноги так и стояли на месте. Тогда я легонько шлепнула ее пальцами в пространство между глазом и ухом — с такой силой, как печатаю на клавиатуре, т.е. шлепок получился скорее моральный. Габриэль так отдернулась в сторону, будто говорила: так я и знала! здесь будут бить! Я прокомментировала для зрителей, что, видимо, давление оказалось слишком сильным для нее, и повторила команду, начиная с легких «пшикающих» движений пальцами — и кобылка отлично уступила, а я от дыши расхвалила ее за это. Рыжик зажевала, заоблизывалась и заметно расслабилась.
Я стала ходить от одной пары к другой и давать советы. Если я видела, что эффективнее будет показать еще раз, я брала чомбур и просила лошадь уступить передом. У всех все отлично получилось! Основные трудности вызвала поза — большинство стояли около шеи, а то и около плеча лошади, глядя перпендикулярно ей и, соответственно, в этом же направлении подавая команду. Я не стремлюсь, чтобы лошадь четко поставила внутреннюю переднюю ногу за внешней, как учит Кейт Фармер («шаг уважения»), скорее мне важно, чтобы она сначала просто уступила передом, не двигая зад, а потом можно уже шлифовать. Но команду нужно подавать так, будто хочешь пройти сквозь ближнюю переднюю и дальнюю заднюю ноги. А лошадь должна подвинуться. Поэтому стоять нужно под 45 градусов градусов к шее, а то и плечом к ней, глядя в противоположную сторону, чем лошадь. Но основной совет заключался в том, чтобы человек старался сам почувствовать, как скомандовать понятнее для лошади, не зацикливаясь на формальностях.
Со «средними» лошадьми, ведущими себя спокойно и со здоровой ленью (не кидаются отвечать сразу на малейшие движения бровей, а какое-то время поупираются) помогает усиливать команду. Давление можно снимать (убирать команду, хвалить и отворачиваться) после правильного действия. С боязливыми или наоборот очень сопротивляющимися лошадьми помогает идти микроскопическими шагами — давать легкие команды и дольше ждать перед усилением, а давление убирать в процессе совершения правильного действия, еще до его окончания. В противном случае, сразу же после правильного действия они делают что-то не то — лишний шаг, шаг не в ту сторону, щиплются итд. и получается, что ты хвалишь их за это последнее действие, т.е. невпопад. И конечно лошадей обоих типов нужно много гладить и расслаблять между командами. Чем расслабленнее лошадь, тем более она «пластилиновая», и тем легче с ней заниматься, объяснять ей новые упражнения. А дальше уже на это надстраивать импульс — просто начинаешь активнее просить более быстрых и более выраженных ответов.
Еще мы делали опускание головы от «щиплющего» надавливания на гребень шеи за ушами, осаживание от волны по чомбуру, когда человек стоял перед лошадью, и когда стоял у плеча — я просила встать у плеча лошади и осадить ее так, чтобы около нас оказалась ее голова. Напоследок мы сделали еще и уступку задом.
Самым трудным оказалось подавать команду настойчиво. Даже если человек стоял правильно и делал правильные движения, лошадь не всегда уступала, потому что человек начинал давать команду, надвигался на лошадь, доходил до нее… а дальше останавливался, говоря себе, что видимо не получилось. На самом деле лошадей заставляют уступать не столько наши конкретные действия, сколько решимость пройти сквозь нее, которая читается в нашей позе. Я стояла над душой и приговаривала: еще-еще-еще-ЕЩЕ-ЕЩЕ… вот! Тут, наверно, только с практикой начинаешь чувствовать, когда нужно нажать еще немного, а когда лошадь тебя правда не понимает, и жми — не жми, все равно ничего не выйдет, надо менять команду.
Вторая трудность — не у всех получалось вовремя скорректировать команду. Я велела просить уступки ровно по одному шагу каждую, если у человека получалось блестяще все сделать раньше других — я предлагала попросить 2-3 шага. Но у некоторых видела ту же ошибку, которая раньше была у меня самой. Когда командуешь уступку, например, задом, а лошадь вместо четкой уступки ходит всеми 4 ногами по маленькому кругу… я начинала гоняться за ее задними ногами, подавая команду сильнее, мол, вот-вот она уступит… и мне надо только немного дожать, чтобы лошадь четко убрала от меня зад. В некоторых случаях это даже получалось после пары кругов! Но так все-таки делать не стоит, потому что ситуация создается нервная, напряженная, лошадь начинает предлагать кучу лишних действий… а нервной лошади потом может понадобиться долгое время и разные отвлекающие упражнения, чтобы вернуть рабочий настрой.
У КБР есть отличная статья «Ошибки — зачем расстраиваться?«, где говорится, что если лошадь сделала не то, что вы задумывали, просто сделайте вид, что это и просили, а потом подумайте, как скорректировать команду так, чтобы лошадь правильно вас поняла. Поэтому если лошадь начинает убегать всеми 4 ногами, нужно остановиться (т.е. прекратить давление), а потом попросить уже по-другому. Как? Более тихо. Когда мы сами не «кричим» командами, нам легче отследить реакцию лоашди на них, т.к. она тоже не кричит нам в ответ, а спокойно объясняет. Нам надо суметь это услышать и подать команду чуть дальше назад или чуть с большего расстояния, или чуть повернуть лошадиный нос к себе в постановление, или чуть выше поднять руку с чомбуром, блокируя передние ноги…
Вообще это просто волшебное ощущение, когда лошадь, которая только что суетилась и ломилась, вдруг становится внимательной, аккуратной и легкой. В обучении я больше всего люблю этот момент! Она ломится потому, что понимает, что более тихий сигнал человек не воспримет. И когда ты проявляешь чуткость и отслеживаешь желание ломиться уже по переносу веса, и реагируешь на него… ты будто бы говоришь лошади: «А почему ты так кричишь?» — и озадаченная лошадь задумывается над этим и приходит к выводу, что и правда, зачем тратить силы на «крик», когда ее услышат и в более тихих тонах? После такого «озарения» она начинает так сотрудничать! Они очень ценят чуткость с нашей стороны! Примерно так же как мягкую руку всадника или расслабленную посадку.
Со своевременным снятием давления, конечно, тоже были проблемы. Это правда сложно. Особенно с нервными лошадьми — снимать его еще в процессе выполнения команды. Например, чтобы показать откид зада я взяла Красотку — огромную першеронскую кобылу. Та, несмотря на свою комплекцию, оказалась очень переживучей лошадкой, и когда я выслала ее на корде вокруг себя, сразу перешла на рысь и напряглась не хуже трепетного рысака! Мы от взгляда откинули зад, и я еще в процессе улетания зада в перпендикулярное кругу положение распрямилась и отвернулась. В итоге Красотка так и осталась стоять на месте после откида зада, а заодно зажевала и расслабилась. А когда не успеваешь вовремя снять давление — они еще несколько действий после правильного тебе предложат… думаю, что она бы развернулась и побежала в другую сторону, т.к. была очень напряжена.
У кого-то сразу получалось после 1 шага снимать давление, а кому-то я подсказывала, но в итоге все всё сделали правильно.
У девушек, занимавшихся с Рифом и Зевсом, возникали трудности с мусоленьем и щипками. Зевс норовил зажевать чомбур, а Риф рукав. Я объяснила про блоки. На всякий случай, блок — это вот что:
Мы краем глаза видим, что лошадь резко поворачивается в наше пространство — и выставляем руку. Мы не бьем лошадь, это она сама напарывается на нашу ладонь или локоть щекой. Это очень действенно, но только при двух условиях: если мы не даем лошади ущипнуть себя ни одного-единственного раза, и если мы предлагаем ей вместо этого что-то понятное и приятное. Как правило лошадь щиплется потому что не понимает, как еще с нами общаться. Мы должны показать ей как.
Блоки — очень хорошая штука, но нужно приноровиться их ставить. Мы очень следим за своим пространством в отношении других людей (представьте, если пьяный в метро будет размахивать руками около вас!), но почему-то позволяем лошадям пихать нас носом и мусолить нам рукав — мы не замечаем их невежливых вторжений в наше пространство. Тем не менее, это вопрос не просто грязной куртки, а безопасности. Если мы не будем позволять лошади мусолить наш рукав, она научится и не кусать нас, и не свечить рядом с нами, и оббегать нас даже если что-то ее напугало — т.е. уважать наше пространство.
Риф разошелся уже со второй группой — девушке, занимавшейся с ним, пришлось несладко. Но в итоге они отлично договорились, т.к. у девушки просто блестяще стало получаться ставить блоки!
В блоках главное — своевременность и «мимоходность». Многие опять же копируют внешние проявления — дожидаются, пока лошадь уже их ущипнет, а потом выставляют локоть, подныривают так, чтобы оказаться сбоку от лошади, упираются локтем ей в щеку и отодвигают от себя! Звучит как анекдот, но так и правда делают! Другие ставят блоки неуверенно — лошадь отодвигает такой блок мордой, не особо напрягаясь. Третьи прекращают изначальную команду и полностью концентрируются на лошадиной голове. Кусачками лошадь пытается втянуть нас в свою игру, и если мы отвлечемся от своих упражнений, чтобы корректировать кусачки, то лошади удастся втянуть нас в свою игру! Кусачки будет невозможно остановить! Если же вместо этого мимоходом, даже не глядя, выставить блок или отпихнуть рукой голову лошади, продолжая подавать исходную команду, то вскоре лошадь переключится на нашу игру и забудет про кусачки. В сложных случаях у меня на это переключение уходит 10-15 минут. Риф с Зевсом за 1-2 повтора упражнения расслаблялись и переставали хулиганить.
Вообще особых трудностей ни у кого в первой группе не возникало. И девушки были большие молодчины, и лошади охотно сотрудничали. У прокатских лошадей нет своего человека, который бы замечал их настроения, запоминал чесательные места и уделял им массу внимания помимо езды. Насколько же они здОрово восприняли постоянную похвалу и поглаживания! Даже своенравная Рыжик расслабилась и начала сотрудничать, когда я почесала ей лобик и посюсюкалась с ней немножко…
Дальше занятие продолжилось со второй группой. Трудность заключалась в том, что уже наступил логический конец занятия — момент, когда стоит закончить на хорошем, так как лошади выложились морально, и дальше им будет трудно сохранять такую же концентрацию, из-за чего может возникнуть сопротивление. Так и получилось. Часть лошадей заметно хуже уступала давлению, а один конь просто встал на месте, устремив взгляд в пространство, и не реагировал ни на что. Волшебным образом со всеми помогло провести их несколько кругов вокруг себя, а потом опять подать команду для уступки. После переключения на что-то совсем другое снова стало все получаться!
С Зевсом получилась интересная обучающая ситуация для меня самой. Он суетился и капризничал, не вникая в то, что я командовала. Я упорно продолжала настаивать на уступке передом — конь двигался и назад, и вбок, но не так, как мне бы хотелось. Я командовала громче, он еще громче сопротивлялся… В какой-то момент он попытался сквозь мой блок попереть на меня… или ущипнуть… я крикнула «Ээй!!», чтобы он замер…. Мой крик эхом раздался в манеже. И тут я будто бы увидела себя со стороны. Я поняла, что пытаюсь перекричать его истерику, а ведь дело не в громкости моих команд! Он не не хочет, а не может их слышать… он устал. Стресс от такого количества внимания, от такого обилия новых упражнений, новых людей… Я решила его совсем отвлечь, запустив вокруг себя по кругу, развернув через откид зада, и прогнав рысью пару кругов в другую сторону. После этого я скомандовала уступку, конь сделал один шаг, я расхвалила его и погладила — конь успокоился и приготовился сотрудничать и дальше!
Проще не нарываться на сопротивление, чем думать, как его победить. Даже в мелочах. Мы должны развить в себе такую чуткость, чтобы распознавать, когда лошадь еще только задумывается о сопротивлении — держит шею чуть выше, напрягает шею около холки, поджимает губы, взгляд становится напряженнее итд. В этот момент мы должны сначала снова добиться расслабленности лошади, а потом двигаться дальше. Если лошадь напряглась по поводу возросшей сложности упражнения, нужно скорректировать «шаги» и сделать их более мелкими, чтобы новый материал казался легким.
Фотография: Наталья Иванова, Максим Мазин