Работа над собой

Рубрика: Примеры / Примеры обучения

v_luchah2Никогда не злись на свою лошадь. С таким же успехом
ты можешь злиться на свое отражение в зеркале.

Рудольф Георг Биддинг, «Собрание сочинений»

За два с лишним года, проведенных с моими лошадьми, а также за много лет наблюдений за другими коневладельцами я поняла одну простую вещь: наша лошадь такая, какой мы ее делаем. Вообще, это самая сложная тема, а также самая сложная работа. Лошадь усваивает очень быстро все, чему мы ее учим, а мы?

Поясню, что я хочу сказать… Вот у меня Ходынка не стоит, когда я на нее сажусь. Как только я отрываю от земли вторую ногу, она начинает идти вперед. Небыстро, но идет. Шла бы и раньше, но раньше я ей не разрешаю, чтобы не прыгать за ней на одной ноге.

Что я делаю по этому поводу? Ничего. Какое-то время назад у меня была мысль научить ее стоять, пока я не попрошу двигаться, но… мне надоело. Это же очень нудно и долго. И нужно делать последовательно и регулярно. А у меня нет ни времени, ни желания. Да и мне особо не мешает то, что она куда-то начинает идти. Я просто знаю о такой особенности кобылы и мирюсь с этим. А в полях стараюсь не слезать, если некому потом подержать ее.

Ну и кто виноват в этой ситуации? Конечно я. Потому что это МНЕ лень и некогда и не хватает терпения научить кобылу стоять. А кобыла делает то, что ей позволяют делать.

То же самое периодически происходит с Белкой. МОИ проблемы в основном следующие:

1. У меня не всегда хватает терпения продвигаться вперед мелкими, «детскими» шажками. Вот изучили мы с Белкой начальный этап какого-нибудь упражнения, и мне сразу хочется продвинуться дальше, перепрыгнуть на следующий, а то и через следующий этап. Ведь так хорошо все получается! Обычно заканчивается все тем, что приходится начинать сначала. Например, когда мы с Белкой стали учиться работать на вожжах, я, обрадовавшись, что ребенок хорошо ходит шагом, сразу попросила рысь. В результате ребенок, не готовый к такому повороту событий, просто сбежал, а я проехала полплаца на животе, пытаясь ее удержать! Это только один из многих примеров, когда я слишком тороплю события.

2. Я не всегда последовательна в своих действиях. Конечно, лошадь это только смущает и путает. Например, один раз я сначала даю команду голосом, потом, если не отвечает, машу бичом. А в следующий раз я забываю о том, что надо повышать давление постепенно, и сразу машу бичом. Рефлекторно. Пока еще, чтобы начинать с самой легкой команды, мне нужно постоянно себя контролировать, и это у меня не всегда получается. Вот и возникает вопрос – а с какой стати у моей лошади должно получаться всегда реагировать на самую легкую команду, если у меня самой не получается всегда ее давать?!

3. Точно так же дело обстоит с мелкими, даже не проблемами, а просто не вполне желательными действиями. Например, мы идем в поводу, и Белка обгоняет меня на полкорпуса. Теоретически, надо бы ее развернуть и пройтись обратно. Или остановить и попросить вернуться чуть назад. Или запустить на вольт вокруг себя. Скорее всего, нужно выбрать что-нибудь одно и всегда таким образом корректировать поведение. Но я вообще не всегда обращаю на это внимание, а если обращаю – делаю то, что приходит мне в голову и удобнее сделать в данный момент. Наверное, таким образом, Белка не скоро научится ровно ходить в поводу в ногу со мной.

4. Очень часто я вообще «не замечаю» подобные мелочи. Или просто не считаю нужным как-то на них реагировать – потому что мне хочется посвятить наше общение чему-то более интересному (с моей точки зрения) или потому что у меня нет времени реагировать на «мелочи». И так происходит, пока «мелочи» не перерастают в проблему. Тогда я спохватываюсь и принимаюсь корректировать. Конечно, времени и сил на это уходит гораздо больше.

В общем и целом хочется донести вот такую мысль: если мы научим СЕБЯ правильно работать с лошадью, научить лошадь будет очень просто! Но именно работа над собой (по крайней мере для меня) – самая сложная часть обучения!

Рассказать об этом в: