Приучение к прикосновениям и к недоуздку

Рубрика: Обучение / Научите лошадь: вежливость на земле

Автор: Cheryl McNamee-Sutor, перевод: Анна Мазина

sacking_outУ меня годовалый жеребенок, кастрированный. Я купила его вместе с его мамой, когда ему было 5 месяцев. С ним еще совсем не занимались, на нем был надет недоуздок, но он не умел ходить в поводу. Когда я снимала с него недоуздок на несколько часов или на ночь, потом приходилось затрачивать по часу, чтобы надеть ему его обратно. Я затрачивала необходимое время не принуждая его, а просто гладила недоуздком, чтобы он понял, что тот не причинит ему вреда. Он все спокойнее относится к нему, но по-прежнему не разрешает мне надевать его ему на голову. Почему он себя так ведет?
И вообще, в правильном ли я направлении двигаюсь? Мне кажется, если мне хоть раз удастся надеть на него недоуздок без всей этой кутерьмы, больше не нужно будет выдерживать сражений. Сейчас я не уверена, правильно ли я поступаю. Мне советуют как следует погонять его, пока он совсем не выдохнется, а потом надевать недоуздок. Может быть мне следует сделать так? Вообще мне такой вариант не кажется правильным…
Ева.

Существует много причин, по которым он может так себя вести. Если на него всегда надевали недоуздок силой, он мог решить, что этот процесс ему не нравится, а потому он от него откажется. Другая возможная причина могла бы быть в том, что его тогдашний (или теперешний) недоуздок плохо подходил ему, и он старается избежать возможной боли от недоуздка. Если его когда-нибудь били недоуздком, это тоже могло послужить причиной его страха перед ним. Список возможных причин можно продолжать до бесконечности… слишком долго, чтобы это делать здесь.
Я не буду углубляться в поиски причины, которая могла заставить его вести себя таким образом. Важно терпеливо научить его не возражать против недоуздка и с удовольствием его носить. Здесь важна не причина, а решение проблемы. Поэтому вместо «Кто виноват?» лучше искать ответ на вопрос «Что делать?», тем самым мы сместимся в более позитивное русло в обучении.
Я очень поддерживаю идею о том, чтобы гладить его недоуздком. Чтобы он смог полностью преодолеть свои страхи относительно недоуздка, ему нужно медленное, терпеливое обучение, которое докажет ему, что недоуздок не причинит ему вреда. Со временем он научится не возражать против недоуздка.
Я также согласна, что гоняние до изнеможения не является решением. Несмотря на то, что это помогает с некоторыми лошадьми, это не учит лошадь не беспокоиться и получать удовольствие от надевания недоуздка. Вы же не хотите дать ему понять, что он должен «делать, что велено, а не то будет плохо». Это научит его только тому, что он не может доверять решениям, которые вы принимаете за него, потому что иногда они бывают неудобные, болезненные или приводят к усталости. Вместо этого куда лучше дать лошади понять, что носить недоуздок приятно и ни в коем случае не страшно.
В моей программе обучения я всегда стараюсь позволить лошади решать, хочет она сотрудничать, или нет. Если оставлять лошади возможность самостоятельно принимать решения, процесс обучения ускоряется, а ее доверие тренеру увеличивается. Когда я учу лошадь что-то делать, я даю ей две альтернативы: 1) дать желаемый ответ; 2) дать нежелательный ответ. Так что лошадь должна принять решение… «хочу я этого или нет?»
После этого лошадь экспериментирует с этими альтернативами. Как правило, в первые разы она выберет вторую. Тем не менее, она быстро начинает понимать, что это никуда ее не приводит, она снова оказывается в той же ситуации, что и раньше. Тогда она пробует вариант №1 (ура!)… и получает награду за правильный выбор (например, ее хвалят голосом, гладят, убирают давление или угощают вкусненьким). Важно помнить, что лошадь не получает никакого наказания за выбор второго варианта. Вместо этого она вскоре понимает, что выбирать первую альтернативу весело, потому что за этим следует приятная награда, и ей начинает нравиться процесс обучения и работа.
Если вы действительно хотите, чтобы лошадь работала с душой, надо поступать именно таким образом. Этот тип обучения объединяет вас с лошадью в команду, раз вы не заставляете лошадь ничего делать. Если лошадь заставлять, ей это нравиться не будет… тогда какая в этом радость вам? Такой тип обучения может создать потрясающие партнерские отношения. Лошадь и всадник по-настоящему научаются доверять и уважать друг друга, так как каждый из них сам принимает решения.

Циклы обучения лошадей.

Один из мифов, в который верят конники, заключается в том, что если лошадь один раз сделает что-то, она потом будет это без проблем делать всю жизнь. Это совершенно не так. У лошадей бывают «взлеты» и «падения» как и у людей. Если ученик получает за контрольную 5, это не означает, что он теперь всегда будет по всем предметам получать только пятерки. Или, допустим, мама просит ребенка прибрать свою комнату, и он соглашается сделать это. Означает ли это, что все последующие просьбы мамы прибрать комнату не будут вызывать никаких возражений? Я знаю, мы все на это надеемся, но ведь так не бывает, правда? Та же логика распространяется и на лошадей.
Все лошади обучаются через повторение. Чтобы лошадь почти инстинктивно что-то выполняла, это нужно успешно повторить сотни (а иногда и тысячи) раз. Схему просьба-ответ-поощрение нужно повторять снова и снова, пока лошадь не начнет уверенно выполнять это упражнение каждый раз, как ее просят об этом.
О чем очень важно помнить при обучении лошадей, так это о том, что в их цикле обучения существуют спады и подъемы. Лошадь может не выполнять команду первые 50 раз, после чего наступит внезапная перемена, и следующие 10 раз она безошибочно даст правильный ответ. Важно не прекращать повторение, когда лошадь находится еще на стадии «хорошо», потому что за ней последует стадия «хуже», которая может продлиться 30 повторений, потом «лучше» следующие 20, потом «ужасно» 15 повторов, в результате чего следующие 30 будет «замечательно». А потом «неплохо» в течение 5 попыток. В итоге «замечательно» будет все 50 следующих повторов.
Существует старое выражение «шаг вперед и два назад» /в английском варианте она звучит более оптимистично: «два шага вперед, один назад», прим. перев./, которая очень справедлива в отношении обучения лошадей. Лошадь не научится правильно отвечать в 100% случаев, пока вы не пройдете весь процесс целиком, сохраняя спокойствие и последовательность даже на стадиях «плохо» и «хуже». Пока лошадь не дошла до самой последней стадии «великолепно», она не усвоила урок. О том, что это произошло. Вы поймете потому, что она будет повторять нужное действие в 100% случаев, в независимости от ситуации.

Приучение к касанию (sacking out).

/Англоязычный термин «sacking out» восходит ко временам Дикого Запада, когда ковбои приручали полудиких лошадей. Чтобы научить лошадь терпеть касания к ее телу, ее коротко привязывали, а иногда и валили на землю, фиксируя там, после чего накидывали на нее мешок (sack) и терли ее мешком по всему телу до тех пор, пока она не переставала реагировать на это. При таком методе обучения, привыкании, уровень стресса так велик, что лошадь может покалечиться, пока бьется на привязи, или покалечить человека, если оторвется. Помимо этого, если существуют более щадящие конскую психику методы, зачем использовать такой стрессовый. Подробнее о сравнении методов приучения здесь. Прим. перев./

Первое, что я бы стала делать, это научила бы жеребенка спокойно стоять и не возражать против того, чтобы его гладили по всему туловищу руками. Уделяйте особое внимание его голове. Он должен будет научиться любить, когда вы его гладите по голове, чтобы ему было проще согласиться с надеванием недоуздка.
В продолжение процесса приручения, возьмите большой полиэтиленовый пакет и положите в него много разных предметов, какие вы только сможете найти на конюшне или дома. Только смотрите, чтобы ничего из этого не могло причинить ему боли, если вы этим его потрете. Это может быть губка, щетка, другой пакет, недоуздок, вальтрап, суконка, бутылка спрея, чомбур итд. Эти предметы не обязательно должны быть такими, к которым «обычно» приучают лошадей. Я бы посоветовала бросить туда же несколько странных предметов вроде миски, может быть дождевика, пакета крупы… т.е. чего-то, чего лошадь, как вам кажется, могла бы испугаться. Любую глупость! Накидайте в пакет столько разных вещей, сколько там может поместиться!
После этого отведите лошадь в небольшую левадку или бочку. Именно небольшую, чтобы вам не пришлось совершать длинной прогулки от ворот к лошади, чтобы ее погладить. Затем разложите все предметы из пакета на земле по порядку. С левого края положите предметы, которыми проще всего будет дотронуться до лошади, а с правого края самые страшные.
Оставьте «очередь» из предметов, подойдите прямо к лошади и погладьте ее. Потом сразу же развернитесь и уйдите к линии предметов. Этот процесс называется «приближение и отступление». Если на каком-то моменте лошадь напряжется, будет своими действиями выдавать испуг или перенесет центр тяжести для того, чтобы отойти, тут же остановитесь, развернитесь и уходите. После пробуйте подойти снова. Вскоре вам удастся проделать весь путь к лошади и погладить ее. Если вы сможете это проделать, и она не двинется и не отвернется от вас, подойдите к линии предметов и возьмите крайний слева (тот, которым по вашему мнению будет проще всего дотронуться до лошади). Подойдите к лошади с этим предметом в руках, не трогайте ее, а потом развернитесь и уйдите. Когда лошадь будет согласна, чтобы вы подходили с этим предметом, вы сможете им до нее дотронуться и потереть по всему телу.
Когда вы отходите от лошади, удаляйтесь как минимум на 5 метров. Когда приближаетесь, никогда не проходите через точку, где она может испугаться вас, забеспокоиться или попытаться уйти. Если на каком-то моменте вы почувствуете, что она уже «думает» о том, что вы или предмет, который вы держите, опасный, тут же разворачивайтесь и уходите. Почему так нужно сделать? Потому что вам нужно дать лошади понять, что этот предмет не страшный, что если она будет стоять спокойно и не будет волноваться, он не причинит ей вреда.
Не пропускайте ни одного предмета в линии, даже если вам покажется, что это не обязательно. Вам нужно использовать очень много предметов в качестве «приручательных» не для того, чтобы попытаться приучить лошадь к этим конкретным предметам, а для того, чтобы лошадь согласилась с тем, что вы будете подходить к ней, держа в руках странные предметы, а потом уходить. Когда вы несколько раз повторите этот процесс с наименее страшными предметами, лошади будет проще принять более страшные. Это объясняется тем, что она привыкнет к веселой игре: вы подходите с чем-то, что выглядит подозрительно, но в тот момент, когда вы уходите, лошадь понимает: «на самом деле, ничего страшного не произошло… и на меня никто не нападал».
Если по поводу какого-то предмета лошадь решит, что он все-таки ей совсем не нравится, и убежит, просто развернитесь и уйдите. Вернитесь на шаг назад (к предмету, который не казался лошади страшным) и повторите упражнение с тем предметом. Может быть вы вообще решите перестроить линию, отложив предмет, от которого лошадь убежала, в «более страшный» конец.
Вскоре вы подберетесь к той части линии, где лежит недоуздок. Повторите весь процесс приближения и отступления с недоуздком. Не дотрагивайтесь до нее недоуздком, пока лошадь не будет полностью согласна с тем, чтобы вы к ней подходили с ним в руках. Она должна стоять спокойно и не выражать беспокойства. Когда вы сможете сделать это, подойдите к ней и коротко потрите недоуздком по плечу, а потом уйдите. Снова подойдите и потрите ее недоуздком по плечу, по спине, потом уйдите. Продолжайте в том же духе, пока вы не сможете тереть лошадь недоуздком по всему телу, включая ноги.
Уча лошадь разрешать надевать на себя недоуздок, не делайте этого на данном этапе. Подойдите к лошади, погладьте ее им по морде и уйдите. В следующий раз гладьте ее около ушей. В третий раз наденьте переносный ремень на нос, тут же снимите и уйдите. Постепенно вы сможете подходить, надевать на лошадь недоуздок, снимать его и уходить.
Когда она позволит вам это сделать, не останавливайтесь на этом! Повторите это много-много раз подряд. Помните о процессе обучения лошадей, о котором шла речь в верхней части статьи? Лошадь может находиться только на стадии «хорошо»! Вам нужно повторять упражнение до конца всего цикла обучения. Более того, если недоуздок не был последним предметом из линии, не забудьте закончить с остальными предметами!
Когда предметы в линии закончатся, и лошадь будет спокойно относиться к любому из них во всех случаях, переместите ее в другую леваду и повторите весь процесс снова. Это придется сделать потому, что лошади хорошо разучивают конкретное упражнение в конкретных условиях. Например, если вы всегда надеваете на нее недоуздок в леваде, она может отказаться от надевания его в другом месте, где с ней на это не занимались, например, на большом пастбище, в деннике, в манеже итд.
Процесс лучше повторить во всех местах, в которых это возможно. Это подготовит лошадь к тому, чтобы не бояться недоуздка ни в каких местах, ни при каких условиях. Оставаясь терпеливыми и настойчивыми, мы легко сможем дать лошади понять, что недоуздок на самом деле не так уж и страшен. Лошади скоро начнет нравиться, что вы подходите к ней с недоуздком и надеваете его на нее.


Фотографии: Olmek

Оригинальный текст на сайте www.equusite.com

Рассказать об этом в: