Принципы обучения

Рубрика: Примеры / Примеры обучения

softm1В моих отношениях с Белкой, с самого ее детства, я придерживаюсь простых и, с моей точки зрения, вполне действенных принципов:

1. Лошади в принципе ничего не делают из вредности, назло и т.п. Если лошадь делает что-то не так, она либо физически не может сделать то, что от нее хотят, либо не знает, как это сделать. В этом плане лошадь похожа на компьютер: как говорится, «garbage in – garbage out», или «что посеешь, то и пожнешь».

Лошадь делает только то, чему ее научили (или позволили научиться), как плохое, так и хорошее, стараясь получить то, к чему она в данный момент больше всего стремится: к комфорту, безопасности, к еде и т.п.. Если понять, что в наибольшей степени мотивирует именно Вашу лошадь, можно достичь очень многого, не прибегая к экстремальным мерам. Белку, например, очень мотивирует пища. Потому мы с ней, в основном, используем метод кликера.

Я не очень понимаю людей, искренне считающих, что есть лошади, которым просто необходимо с какой-то периодичностью как следует всыпать. Они, типа, после этого работают с большей охотой. Не думаю, что битье, или его отсутствие, являются для лошади хоть какой-то мотивацией. Вообще, «бить или не бить» — вопрос глобальный. И существует очень тонкая грань между обоснованным (и необоснованным) наказанием, созданием дискомфорта или усилением давления.

Я для себя эту грань определяю так: если я держу лошадь или загоняю ее в угол так, что ей некуда деваться, и бью ее; если лошадь при этом не может сделать ничего, чтобы прекратить побои или исправить ситуацию (потому что я бью ее за то, что УЖЕ сделано) – это наказание. С точки зрения лошадиной психологии – вещь очень несправедливая. Я не считаю такие наказания эффективными и никогда их не применяла с Белкой (шлепок в сердцах по попе не считается, хотя это тоже не есть гуд, и я стараюсь обходиться без этого).

softm2Если я предоставляю лошади выбор – исполнить мою просьбу сразу или подождать, пока я усилю эту просьбу, например, хлыстом — я считаю это вполне допустимым и логичным с точки зрения лошади. Главное – каждый раз начинать с очень мягкой просьбы. Белка такую концепцию поняла очень быстро. И, хотя она периодически проверяет, не оставлю ли я ее в покое, если она не выполнит очень мягкую просьбу, убедившись, что я продолжаю настаивать, исполняет дальнейшие с полунамека.

Ну и где возможно, я стараюсь использовать любые другие способы убеждения. Простой пример: как-то раз я и один из моих друзей, Никита (JBravo), одновременно занялись тем, что стали приучать наших жеребят, Белку и Сластену, спокойно относиться к чистке вымени. В начале, жеребята, чувствуя прикосновения в районе пупка, старались отмахнуться от руки задними ногами. При этом каждый раз, когда Сластена махала ногой, Никита слегка ударял ее по ноге хлыстиком.

Мы с Белкой стали играть в игру «кто быстрее» — я уберу руку или Белка махнет ногой. Игра шла с переменным успехом, но через какое-то время Белке надоело махать ногой. Вместо этого она стала махать хвостом. Игра продолжилась: успею ли я убрать руку прежде, чем Белка махнет хвостом. С каждым разом у меня получалось все дольше и дольше оставлять руку на Белкином вымени. Наконец, Белке и хвостом махать надоело.

В итоге, мы с Никитой пришли к одному и тому же результату: приучили наших жеребят терпеть прикосновения в области живота и вымени. Возможно, у меня это заняло несколько больше времени, но мне кажется, что в то время как Сластена из двух зол выбрала меньшее, Белка поняла, что ничего страшного не происходит.

Вообще, если у нас с Белкой что-то не получается, в первую очередь я предпочитаю проанализировать, что именно я сделала не так, почему моя лошадь меня не поняла. Чаще всего ответ находится.

2. Лошади будет намного проще понять нас, если мы будем стараться общаться с ней на языке, который знаком ей с рождения. Это не значит, что надо прижимать уши, отрастить копыта или кусаться. Если понаблюдать за табуном, можно заметить, что чаще всего лошади управляют друг другом с помощью очень тонких полунамеков и только в случае, если полунамеков и намеков недостаточно, в ход идет тяжелая артиллерия: зубы и копыта.

Вообще, у лошадей очень странные с точки зрения людей понятия о дружбе и уважении. Приведу пример, который наблюдала лично.

softm3Когда Белке было месяцев 8, к ней в денник подселили ее ровесницу, Сластену. Первым делом Белка показала ей, кто в доме хозяин. Показала довольно жестоко. Потом они вполне мирно существовали вместе, ели из одной кормушки, чесали друг другу холки, но стоило Сластене проявить хоть малейшее, с точки зрения Белки, неуважение, проигнорировать крысу или оскал зубов, как в ход шли все имеющиеся средства подавления сопротивления. Если, например, к деннику подходил кто-нибудь с угощением, Сластена зубами и копытами загонялась в самый дальний угол и не могла оттуда выйти, пока Белка не решала, что уже можно.

На месте Сластены стали бы Вы после этого дружить с Белкой? Я бы не стала. А вот Сластена считала, что лучшей подруги у нее нет. Ходила за ней хвостиком, и если надо было куда-нибудь отвести Сластену, а она отказывалась, вперед проводили Белку, и Сластена послушно шла за ней. И жалобно ржала, когда оставалась в деннике одна.

Этот пример, конечно, не означает, что для того, чтобы завоевать дружбу и доверие лошади, первым делом нужно ее избить до полусмерти. Но, с моей точки зрения, он означает, что для лошади естественно следовать за лидером, а лидер в ее понимании – это тот, кто в первую очередь сможет управлять ей самой, даже если придется действовать жестко для того, чтобы ей это доказать. Просто не нужно забывать, что начинать надо с малейших намеков, и если лошадь их поняла, сразу снять давление. И наоборот, если намек не понят, усиливать его до тех пор, пока лошадь не уступит. Один из основных девизов «Натуральных Отношений» — «будьте настолько мягкими, насколько это возможно, и настолько жесткими, насколько потребуется». И вот здесь как раз и могут появиться те самые жесткие меры, которые не очень ассоциируются с понятием «мягких методов»

softm4Опять же, пример из личного опыта: где-то в возрасте года Белка придумала себе развлечение – разгоняться и с карьера наскакивать на людей, проверяя – отпрыгнут или нет. Не стоит говорить, что бы из нее выросло, если бы она поняла, что все уступают ей дорогу. Когда наш берейтор Маша пару раз отпрыгнула в сторону, я поняла, что ситуацию надо срочно исправлять. Взяла нашу «волшебную палку» и пошла гулять с Белкой. В какой-то момент Белка решила повторить свой трюк. Поднятую палку и мой угрожающий вид она заметила слишком поздно и в результате довольно сильно этой самой палкой получила, буквально наскочив на нее. Жестко? Да. Но, во-первых, моя безопасность важнее для нас обеих. Во-вторых, Белка сама выбрала такой вариант – я заранее ее «предупредила», она видела, что ее ждет, если она на меня наскочит. Поэтому такое развитие событий не показалось ей несправедливым. В следующий раз хватило только предупреждения, да и бежала Белка уже помедленней, чтобы успеть заметить мою реакцию. Больше такого не повторялось, теперь Белка предпочитает носиться подальше от людей.

Рассказать об этом в: