Рубрика: Примеры / Примеры обучения
Возможности поехать в лес мы ждали обе, Халка тоже обожала поскакать по длинным дорожкам с великолепным песчаным грунтом. Она быстро научилась различать дорожки, где можно было только шагать, и галопные дорожки, и каждый раз скандалила, чтобы я разрешила ей поноситься. Она не подрывала сама. Вместо этого в самом начале дорожки, если я командовала что-то еще кроме галопа, кобыла останавливалась и принималась крыситься и визжать, поворачивая голову в постановление. Если это не убеждало меня, она могла выдать небольшой пинок или привстать на свечку, опять же поворачивая голову в постановление, объясняя мне максимально доступно, что именно она требует :) И если шагать по такой дорожке ее еще можно было убедить без боя, то рысь быстро становилась напряженно-быстрой, а потом переходила в галоп. Да и остановить с галопа было не так просто — просеки были прямые, на вольт не завернешь, а на прямой при всей своей гибкости Халка просто не хотела быстро останавливаться. Дать ей проскакать чтобы устала, как советовали многие, не помогало, так как с каждым разом Халка все дольше и дольше не уставала, а легче останавливаться она от этого уж точно не училась.
Дисциплинировать себя.
Так как Халка в лесу очень заводилась, и ее постоянно приходилось оттормаживать достаточно сильными командами, я заметила, что слабые команды перестала давать вообще. Я сама же не давала ей шанса исправиться! Тогда я обратила внимание на свою посадку и стала следить за тем, чтобы команды к замедлению давать корпусом и шлюссом, а к поводу прибегать в последнюю очередь, причем начинать всегда с легких команд повода, самых легких, которые Халка могла воспринять. Когда в обычной ситуации она стала останавливаться без повода вообще, то и в экстренной ситуации воздействие поводом требовалось уже не такое сильное.
Что касается снаряжения, изначально я ездила на Халке на трензеле и с обычным капсулем без сопли. Халка прекрасно вкладывалась и в тонкий трензель, и в более толстый. В самом начале нашего знакомства я сначала не могла ее поднять в галоп, а потом не могла с него остановить, просто потому что она была еще не вполне выезжена, а я была не очень умелым всадником. Через какое-то время мы договорились, но мне пришлось полностью прекратить ездить карьером на природе — на коротком галопе она не так заводилась и лучше управлялась. Когда у нас совсем исчезли проблемы на галопе, мы стали потихоньку пробовать ускоряться.
Через полтора года коневладения Халкой я попробовала ездить на ней на недоуздке — и так больше и не надевала ей уздечку. Она стала управляться мягче и более чутко, чем на трензеле, стала более спокойной на природе. Проблема разносов вернулась через год после перехода на недоуздок, но я не стала прибегать к трензелю, как к более сильному тормозу, потому что на мой взгляд, трензель нужен для более тонкой работы, а не для физического удержания. Да и к тому же Халке раньше отлично удавалось таскать меня и на трензеле.
Несовместимая деятельность.
Если в начале дорожки Халка начинала волноваться очень сильно из-за того, что я по первому требованию не высылаю ее в галоп, то мне помогало отвлечь ее на что-то несовместимое со скачками. Я добивалась от нее ответа на любую из моих команд, например, выполнить остановку одним поводом, и бурно хвалила ее за это, направляя к дереву с вкусными листьями. Халка не могла отказаться от лакомства и отвлекалась от мыслей о скачке, успокаивалась, а дальше с ней уже можно было договариваться.
Подготовительные упражнения.
Перед тем, как начинать езду быстрыми аллюрами, я выбирала полянку и какое-то время работала там как на плацу на то, чтобы обратить кобылино внимание на себя и настроить ее на сотрудничество. Для этого я какое-то время ездила по кругу шагом и рысью, а потом работала над подъемами в галоп. Лес, солнце, неогороженное пространство… Халке хотелось скакать! И с первых же секунд после подъема в галоп она подхватывала. Но я после первых же темпов говорила слово-кликер «Ааай, браво!» и тянулась к поясной сумке за лакомством. Я хвалила кобылу за сам подъем в галоп. На кругу скачки все равно бы не получилось, поэтому Халка предпочитала остановиться и взять у меня лакомство. Через 2-3 повтора она уже стартовала не так энергично, и на шаг переходила все быстрее, ведь ей хотелось получить лакомство как можно скорее! Через еще несколько повторов я начинала тормозить ее сама параллельно с «Ай, браво!», кобыла тормозилась просто на ура, потому что сама этого хотела! Более того, получалось, что мы отрабатывали переходы шаг-галоп-шаг, что было очень хорошей разминкой для выполнения быстрых остановок. Выезжая на прямые дорожки, мы тоже начинали с работы над подъемами, а потом увеличивали длительность реприз.
Остановка одним поводом.
Мы разучили остановку одним поводом сначала с земли, затем верхом. Не имея видео-материалов, я неправильно поняла механизм и научила кобылу похожему упражнению, но другому – делать маленькие вольты, сильно сгибаясь в боку. Когда она нервничала, она зажимала спину, а благодаря этому упражнению спина раскрепощалась, и кобыла на какое-то время успокаивалась. Правда, выходя на прямую, она снова напрягала спину, и борьба начиналась опять.
Когда мы все-таки разучили правильную остановку одним поводом, я в течение поездки просто так время от времени просила Халку выполнить ее с шага и рыси, после чего могла использовать ее уже и на галопе. С напряженного карьера затормозить одним поводом было проблематично, так как кобыла скакала на переду, зажав спину и вытянувшись в струнку, она физически не могла быстро подвести зад и согнуться. Однако один повод помогал поймать «подрыв» в самом начале, когда зад был еще подведен, что тоже очень важно.
Моральная сторона.
Мы много работали над переходами, на плацу Халка замедлялась от мысли, выполняла остановки с галопа, поворачивала от корпуса и с удовольствием работала за поощрение. Однако в лесу она начинала очень нервничать, шла с высоко поднятой шеей, закрепощалась и плохо реагировала на команды, а вместо шага шла нервной припрыжкой. В таком состоянии она была просто не способна отвечать на легкие команды.
Прежде всего, я старалась добиться расслабленности. Мне помогало много ехать шагом со свободным поводом, представляя себе, будто центр тяжести смещается вниз, в стремена. Если Халка начинала идти вприпрыжку, я останавливала ее одним поводом, спокойно сгибала в обе стороны, хвалила за это, давала какое-то время постоять на месте, а потом снова направляла вперед шагом. Быстрые аллюры мы начинали только когда кобыла успокаивалась.
Иногда мы несколько раз проезжали по галопной дорожке туда-обратно шагом, потом рысили, и уже когда Халка переставала подбираться при одном виде открывающихся перед ней далей, делали галоп.
Сначала я думала, что после неудачной поездки в лес, стоившей больших нервов нам обеим, нужно какое-то время позаниматься на плацу на управление. Этот подход себя не оправдал. Намного больше помогало продолжать ездить в лес, но только шагом, без быстрых аллюров вообще. Эти поездки успокаивали Халку, и она начинала более адекватно реагировать на команды в дальнейшем. Если я сама не могла справиться с эмоциями, так как моя послушная, надежная лошадь становилась пороховой бочкой, готовой в любой момент рвануть… я просто слезала и какое-то время вела ее в поводу, мы обе успокаивались, и тогда я снова садилась верхом.
Замыкание.
Были и такие моменты, когда от нервов и переполняющих ее эмоций вдруг вставала, отказывалась идти дальше и поглядывала назад, как бы развернуться и быстро рвануть галопом обратно домой. Обычно на галопных дорожках, где она хотела бы поскакать, а я могла начать занудствовать и требовать шаг или рысь. Я пробовала настаивать, высылать вперед сильно, даже с хлыстом — в ответ кобыла тоже начинала усиливать сопротивление — вставала на свечи, пиналась, крысилась… это был не наш путь. У меня не было цели сломать сопротивление любой ценой, но я ничего не могла сделать и чтобы оно не возникало.
Помогла нам концентрация. Я отзываниями поводом не давала ей разворачиваться назад для подрыва, и в то же время концентрировалась на какой-нибудь травинке впереди. Халка очень любила полынь — я выбирала кустик и пристально на него смотрела, высылая ее вперед серией легких посылов. В какой-то миг кобыла смягчалась и мы направлялись к кустику, на котором я концентрировалась. Она откусывала его, и я выбирала себе следующий кустик впереди — не слишком далеко. Идти к нему Халка соглашалась уже легче. К третьему шла не задумываясь — и так сама не замечала, как уже двигалась вперед по дорожке нужным мне аллюром!
К сожалению, до Халкиных проблем с ламинитом мы не смогли полностью решить проблему разносов, но те же принципы помогают мне и в работе с Оззи, моей второй лошадью.
Фотографии: Павел Борисов