Рубрика: Примеры / Примеры обучения
Кроме проблемы разносов у нас была и обратная проблема — когда бежать не хотелось, Халка спала на ходу. В манежной работе это выражалось в постоянных проверках, а что будет если она не ответит на шенкель сразу, а в поездках в парк я изводилась, досылая ее каждые несколько шагов, пока мы двигались от дома. Даже хлыстик не помогал, от более сильной команды она делала более быстрых 4-5 шагов, после чего опять скисала… Кроме этого, она искала любой предлог остановиться — чесалась, щипала листья по сторонам (в этот момент плохо смотря под ноги), принималась с любопытством что-то разглядывать…
Помогло мне в первую очередь дисциплинировать себя саму. Я поняла, что сама себе противоречу, давая кобыле возможность поступать по собственному усмотрению. С одной стороны, мне хотелось ехать вперед, и активно, а с другой — мне было интересно наблюдать за Халкой, за тем, как она разглядывает вызвавшие у нее любопытство предметы, мне было жалко лишать ее вкусных листьев. Я не хотела запрещать ей есть их вообще, но как сделать, чтобы она ела их только когда я могу ей это позволить, а не когда ей заблагорассудится?
С листьями мы решили вопрос так. Я возражала и не давала ей их есть всякий раз, как она кидалась к ним сама, но то и дело находила поводы похвалить ее, и вместо лакомства из кармана направляла ее к листьям. Например, Халка всегда боялась ярких пятен под ногами — кострищ, бумажек, пакетов итд. Я просила ее перешагнуть их или пройти по ним, хвалила и тут же, через 2-3 шага сама направляла в листья. Позже, когда наше общение стало более чутким, я возражала только когда она резко кидалась к листьям, но если она мягко предлагала, делая паузу и ожидая моей реакции, то я соглашалась пойти поесть листьев, подкрепляя такое поведение.
Относительно реакции на шенкель, я заметила, что невольно «зашпорила» Халку. Я заметила, что даю намного больше команд шенкелем, чем получаю ответов. Пришлось серьезно работать над собой — я следила за тем, чтобы давать одну слабую команду, и если ответа не было или он был вполсилы, то следующую команду шенкеля сопровождала неприятным шлепком хлыста. На этом этапе мне пришлось очень нелегко. Мне хотелось обучать Халку с улыбкой и только на позитиве, но вроде как настаивать на своем тоже приходилось — и я невольно срабатывала хлыстом помягче, чтобы не причинить боли, даже иногда просто взмахивала им, не касаясь лошади. В итоге хлыст превратился в еще одну «теребящую» команду, которая потеряла смысл — Халка не стремилась его избегать, реагируя только на шенкель.
Поэтому все-таки, скрепя сердце, пришлось приучить себя давать хлыстом неприятные команды. Сразу же хлыст стал требоваться все реже, Халка стала все охотнее отвечать на шенкель. Вместе с этим я старалась четко следить за собой, чтобы шенкелем вести диалог — давать одну команду, ждать ответа, при необходимости усиливать и ответа все-таки добиваться. Я очень старалась, чтобы не возникало ситуаций, когда я вроде как хочу ускорить кобылу, даю шенкелем команду или даже серию команд, а потом отвлекаюсь на что-то, хотя результат еще не достигнут.
Чтобы поддерживать подвижный шаг, я поняла, что нужно было добиваться его с первых же минут в седле, пока внимание лошади было еще всецело на мне. Я не требовала невозможного, ориентировалась по обычной Халкиной скорости, когда она не спит на ходу. Как только я замечала, что она начинает подтормаживать и отвечать на шенкель вполсилы, я сразу же освежала реакцию на шенкель с хлыстиком. Я старалась добиваться, чтобы она шла так и там, где я ее направлю. Халка все время стремилась сэкономить движения, выполнить команды не так, а почти так, но я уже понимала, что вот это ее «а может и так сойдет?» приводит к тому, что мне придется буквально везти ее на себе в сторону от дома, поэтому проявляла занудство и настаивала на дословном выполнении команд.
Я поняла, что еще одной моей ошибкой был подход «почему не двигаемся вперед? что там еще? ах, бумажка? ну ладно, посмотри, но это будет последняя бумажка, а потом побежим!». На деле я давала кобыле понять, что она командует парадом и нашей поездкой, я всегда присоединюсь к ее интересу, что-то там непонятное при этом пробурчав :) Как и в прогулках на поводке — если я хотела поехать куда надо мне, я просто ехала вперед, не обращая внимания на то, что она отвлекается. Хочешь вытаращиться на что-то сбоку дорожки? Пожалуйста, смотри, тогда поехали вперед боком! Если же у меня было время и желание дать ей изучить интересные предметы, то я это делала. Допустим, если нам встречался очень страшный предмет, то мы шли его изучать, кобыла обнюхивала его, дотрагивалась носом и теряла к нему интерес, после чего мы ехали дальше.