Рубрика: Гимнастика
Автор: Анна Мазина. На фото: Chelsea McPhail, тренер, работающий по системе Art2Ride.
Уилл Фэрбер, ученик Нуно Оливейры, и его жена Карен Лошбау являются основателями проекта Art2ride. Будучи убежденными сторонниками философии «Не лошадь для выездки, а выездка для лошади», они работают с лошадьми самых разных пород и помогают им научиться двигаться раскрепощенно, с лучшим балансом и гибкостью, что является основой для любого специализированного тренинга или полевой езды. На их сайте и на их канале на Youtube представлено много видео работы с лошадьми, где разбираются удачные моменты, комментируется что поправить и оговаривается к чему стоит стремиться, а к чему нет и по какой причине. Некоторые видео переведены на русский язык, их можно посмотреть на канале Александра Потокина.
Вот основные тезисы, которые они упоминают в учебных видео.
— Упражнения полезны только если лошадь может выполнить их двигаясь с округленной спиной, иначе переходы, езда вверх и вниз по склонам, змейки и вольты будут во вред, а не во благо. Важно не само упражнение, а то КАК лошади может его выполнить. Возможно, даже простые упражнения получатся у нее не сразу.
— Сначала лошадь должна стабилизироваться на разных аллюрах, после чего переходы получатся сами. Мы не должны ограничивать шею на переходах, держать голову в каком-то положении силой, мы должны обращать внимание на заднюю часть, чтобы лошадь делала переход от зада через спину. В этом случае шея расслабится и сама примет нужное положение.
— На вытягивании вперед и вниз лошадь конечно двигается больше на переду по сравнению с высоким сбором, но лошадь, не двигающаяся через спину, остается на переду всегда, не важно как высоко поднята ее голова.
— То, насколько лошадь двигается через спину, можно определить, глядя на ее спину за седлом. Если за седлом прогиб, а всадник будто бы сидит в углублении, то лошадь спину не использует. Спина за седлом должна быть по возможности ровной, хотя пока она слабая, некоторый прогиб сохранится, пока это место не заполнится мышцами.
— Шея должна округляться и вытягиваться равномерно от холки, без излома в 3 шейном позвонке.
— Для развития спины требуется приблизительно год, на развитие до уровня, когда можно пробовать сбор, приблизительно 2 года.
— Рутинная ежедневная работа лошади любого уровня должна начинаться с глубоких растягиваний на всех аллюрах, а потом продолжаться в стиле подобрали-потянули, где подобрали на коротко, потянули подольше. Всякий раз, как в более высокой рамке лошадь сбилась с ритма или зажалась, нужно ее потянуть, а потом пробовать подбирать выше снова.
— Расслабление способствует лучшему кровообращению в мышцах и большей их работоспособности.
— Есть малый процент лошадей, кто скачет галопом свободнее и сбалансированнее, чем рысит. Но в основном бывает наоборот, и над галопом лучше работать на рыси. Работа на рыси помогает нарастить мышцы, но если лошадь может двигаться через спину только шагом, то основную работу нужно делать на шагу, а рысь можно пробовать время от времени. На шагу мышцы тоже отлично наращиваются, просто медленнее.
— Нет необходимости каждый раз работать лошадь тремя аллюрами. Если она двигается через спину, работа идет во благо, если зажимается и прогибается в спине — работа идет во вред.
— Всаднику должно быть удобно. Выездка не заключается в высоком затылке лошади и учебной рыси. Если всаднику неудобно, он будет зажиматься и зажмет лошадь еще больше. Поэтому начинать работу надо на удобной длине стремян, возможно, короче выездковой, и на строевой рыси.
— Показатель расслабления — длинная вытянувшаяся шея. Если лошади так удобно, она может вытянуть шею даже до земли. Важно, чтобы при этом она не просто опускала шею, а еще и подступала под корпус задними ногами настолько же глубоко, насколько сильно опустила шею. Когда лошадь сможет ритмично и расслабленно двигаться с шеей внизу и поднятой спиной, глубоко заступая под себя задними ногами, можно просить ее поднять шею в рабочее положение. Не сложить шею короче, а поднять выше. На сколько именно — на столько, чтобы спина не прогнулась и ритм движения не изменился. Если лошадь начинает коротить шаг или зажиматься — значит это для нее слишком высоко. Каждый день рабочая высота может быть разной.
— Ритм движения является критерием того, насколько лошади просто или сложно выполнять задание. Если ритм сбивается, значит надо снизить требования.
— Лучше медленнее прогресс, но с поднятой спиной и равномерным ритмом, чем бОльшие достижения ценой борьбы. Важно то, сколько лошадь в течение занятия двигается через спину. Лучше двигаться более медленно, зато в правильном направлении.
— У тяжеловозов и тучных лошадей под большим весом живота провисает спина, как у жеребых кобыл. Сама лошадь может быть огромной и мощной, а спина у нее при этом может оказаться слабой.
— В работе нужно стараться делать как можно более длинные шаги с более редким ритмом.
— Когда лошадь двигается, всадника поднимает на волне, и если волна у этой лошади очень большая, неопытный всадник может не суметь с ней справиться, испугаться такой мощи и начать закорачивать лошадь. Лошадь будет вынуждена постоянно двигаться короче, чем для нее нормально, и это будет являться постоянным стрессом, который может найти выход в испугах, разносах, сбрасывании итд. Лошадь нужно не впихивать в рамку, а дать ей расправиться на движении, потянуться в спине и шее, чтобы узнать, какая у нее волна, а потом уже с этой волной работать. При покупке лучше всего выбирать себе ту лошадь, на чьей волне всаднику комфортно сидеть.
— Поначалу вся работа на рыси должна проводиться на строевой посадке. Учебной рысью имеет смысл ездить только когда мышцы спины лошади будут к этому готовы. Поначалу нужно аккуратно пробовать учебную посадку — не садиться в нее сразу на 10 минут, а сесть на 2 темпа, потом на 5, потом на 10 и смотреть, не сбивается ли лошадь с ритма и не прогибает ли спину. Если зажимается или сбивается — отложить учебную рысь, продолжать ездить строевой.
— Диагональные пары ног на рыси должны выноситься параллельно — плюсна задней ноги должна быть параллельна предплечью. Это показатель сбалансированной, правильной рыси. В современной выездке стала модой «шоу-рысь» с высоко вымахивающими передними ногами, когда параллельность ног нарушена. Art2Ride категорически против такой рыси из-за ее нефизиологичности и вреда для здоровья лошади — двигаясь таким образом, лошадь прогибает спину и отставляет задние ноги, ее шея напряжена. Если ей приходится много двигаться в такой позе, это губительно скажется на спине, может привести к синдрому целующихся позвонков и вызвать хромоту.
— При правильном движении скакательные суставы при движении описывают круг, будто лошадь крутит педали.
— Благодаря правильной работе, позволяющей лошади найти баланс, раскрепоститься и наработать нужные мышцы, в ее движении развивается эластичность и пружинистость на всех аллюрах (они называют это словом swinging).
— «Don’t beat, repeat» (Не бейте, повторяйте). Если лошадь сделала что-то неправильно, вместо того, чтобы наказывать ее, нужно повторить задание еще раз. Это же касается и ситуаций, когда лошадь чего-то испугалась и резко убежала от мнимой опасности — нужно остановить ее и просто продолжить занятие. Постепенно расслабление мускулатуры приведет и к моральному расслаблению, лошадь будет менее склонна пугаться и шарахаться.
На видео ниже пример работы по вышеизложенным принципам. Уилл демонстрирует разницу между собранной и рабочей рысью.