Рубрика: Расчистка
Автор: Pete Ramey, перевод: Анна Мазина
У тяжеловозов очень трудно поддерживать плотное прикрепление стенок к копытной кости, и многие тренера и владельцы ошибочно считают, что такие /расклешенные, прим.перев./ стенки у них и должны быть. Вес тяжеловоза обычно больше, чем стенки могут выдержать, и даже самым аккуратным ковалям приходится серьезно побороться за то, чтобы удерживать стенки от расползания. Помимо этого, стоимость ковки тяжеловозов обычно столь высока, что владельцы стараются как можно дольше протянуть до следующей перековки, чтобы сэкономить. Это делает работу коваля по поддержанию здоровья копыт практически безрезультатной.
Я съел собаку на тяжеловозах. Изначально я научился их ковать, так как у меня была конно-туристическая база в гористой местности с жестким, каменистым грунтом. Из 27 моих лошадей 9 были першеронами и бельгийскими тяжеловозами. Я тратил «все, что могло бы быть прибылью» на ковку, так что решил начать учиться у местного коваля заниматься копытами самостоятельно. Самая первая лошадь, которую я подковал, была першероном с копытами 7 размера, весившая около тонны.
Позже я начал изучать натуральную расчистку и мгновенно нашел ответы на многие из мучивших меня вопросов относительно патологии копыт, их здоровья и проблем с выносом ног. В 2000 году я написал книгу «Как сделать, чтобы натуральная расчистка работала», а позже моя жена Айви сделала очень информативный сайт www.hoofrehab.com, чтобы попробовать донести до всех важные вещи, которым мы научились со времени написания книги. Сейчас у нас свой бизнес по натуральной расчистке, специализирующийся на ламините и навикулите, мы путешествуем по всему свету с семинарами для ветеринаров, ковалей и коневладельцев.
Эта тяжелоупряжная лошадь вспахивает несколько огородов каждый год, обучает детей пахать плугом (на нашей местной ярмарке «фермерских дней»), используется как прогулочная лошадь и возит экипаж по дорогам. Ее копыта всегда готовы ко всему, что ни придумает ее хозяин. Снимки были сделаны до «поддерживающей» расчистки (раз в 6 недель) во время наиболее загруженного сезона.
Вы, возможно, удивитесь, но с завидным постоянством я убеждаюсь в том, что: 1) тяжеловозы переходят на ходьбу «босиком» легче, чем меньшие по размеру породы, и 2) получают от этого больше пользы. Почему?
Последние исследования Мичиганского Государственного Университета (Р. Боукер) подтверждают то, что многие вдумчивые коваля уже давно подозревали. Копытная стенка не была задумана природой для того, чтобы нести на себе весь вес лошади. Подошва, стрелка и заворотные стенки должны участвовать в распределении веса, причем основной удар при наступании на землю должен приходиться на стрелку. Вот почему у тяжеловозов так легко расклешается стенка — большинство ковалей пытается заставить стенку быть основной опорой, что противоречит природе. Ресклешения стенки, заломы и трещины легко срастают, когда стенку не заставляют нести на себе всю лошадь в одиночку.
Причина, по которой тяжеловозы легче переходят с ковки на расчистку, была выяснена в ходе других исследований команды Боукера в MSU. Когда рождается жеребенок, его копыта сформированы не полностью. Мякишные хрящи, являющиеся основой для эластичной задней части копыта, имеют толщину менее 2 мм и находятся только в боковых частях копытной капсулы. Километры и километры ходьбы, во время которой копытная капсула пружинит, перекручивается и расширяется, развивают мякишные хрящи, так что ко времени, когда лошадь наберет взрослый вес, они достигают толщины около 2,5 см, и над стрелкой формируется плотная хрящевая прослойка.
Пальцевый мякиш — это еще одна структура, находящаяся в пятке в промежутке между костями пальца и стрелкой. Это очень важный центр нервных окончаний в копыте, позволяющий лошадь чувствовать грунт. Когда жеребенок рождается, мякишные хрящи также развиты не полностью. Они представляют собой сгустки жира, защищающие нервные окончания в достаточной степени, чтобы выдерживать вес жеребенка. Многие километры массирования стрелки вызывают заполнение пальцевого мякиша волокнистой хрящевой тканью. К моменту когда взрослая лошадь наберет свой полный вес, пальцевый мякиш должен представлять собой плотную волокнистую хрящевую структуру, обеспечивающую достаточно защиты нервным окончаниям, чтобы выдерживать силу удара о землю под весом взрослой лошади.
В домашних условиях мы стараемся обеспечить нашим лошадям все, что только может им понадобиться. Им не приходится много передвигаться в поисках пищи. Мы также часто содержим наших лошадей на мягком грунте, ограничивающем развитие копыт. Мы часто относимся небрежно к копытам жеребят, позволяя стенкам перерастать и поднимать стрелку над землей. Это означает, что большинство наших лошадей достигает взрослого веса с «детскими» копытами, недостаточно развитыми изнутри, чтобы выполнять свои естественные функции. Многие из наших домашних лошадей достигают зрелости (и умирают от старости), имея пальцевые мякиши, состоящие в основном из жировой ткани, и мякишные хрящи толщиной 3 мм. Результатом является повышенная чувствительность, укороченный вынос ног и напряженность движений. Это ставит нас перед выбором одной из двух альтернатив. Мы можем закрыть это все металлическими подковами, лишая лошадь большей части ее способности гасить удар копыта о землю; либо же мы можем развить внутренние структуры внутри копыта. Это важно. Многие конники считают, что «разведением мы лишили лошадей копыт», хотя в действительности любое копыто можно сделать здоровым, если изменить условия содержания и ухода. Куда легче винить лошадь в плохом качестве копыт, однако правильнее будет винить самих себя.
(Фото справа) Переднее левое копыто 800-килограммового тяжеловоза. Першерон, ежедневно работающий инструкторской лошадью на конно-туристической базе в гористой, каменистой местности.
Специальной селекцией мы создали тяжелоупряжные породы лошадей. Но нам не удалось «масштабировать» все пропорционально. В то время, как у легкой лошади переросшие стенки обычно могут приподнять подошву и стрелку над землей, они редко бывают пропорционально такими же крепкими у тяжеловозов. Вместо этого стенки расклешаются, заламываются и отваливаются кусками. Верите или нет, но в этом состоит большое преимущество тяжеловозов. Хотя на стрелках и подошвах в течение всей жизни, тяжеловозы редко имеют недостаточно развитые внутренние структуры копыт и повышенную чувствительность в задней части копыта. Благодаря этому мы практически всегда можем безболезненно расковывать их, начинать расчищать по-натуральному, и лошадь в течение всего переходного периода будет способна нести нагрузку. (Если нет, мы рекомендуем надевать для работы ботиночки до тех пор, пока внутренние структуры не разовьются. Я обычно использую Easyboot Epics, которые бывают до 8 размера.)
Практически никогда не нужно трогать подошву и стрелку. Что действительно нужно, так это регулярно подпиливать стенки, раз в 4-6 недель. Копытные и заворотные стенки нужно снимать по высоте до уровня на 1-2 мм выше подошвы, после чего на копытной стенке нужно сделать сильный перекат. В первые 2-3 расчистки обычно стоит спиливать расклешение в нижней трети стенки, чтобы угол соответствовал верхним двум третям. Следите за расклешениями между расчистками и расчищайте ДО того, как образуется новое расклешение. Таким образом удается добиться плотного прикрепления стенки к кости за один цикл роста рога.
Отделившиеся, расклешенные стенки не могут служить даже вспомогательной опорой для лошади. Если имеются большие расклешения, лошадь в любом случае ходит на подошве, так что не переживайте, что боретесь с расклешениями слишком агрессивно. Сильный перекат мустанга редко добавляет давления на подошву, если задуматься, зато дает вам возможность отрастить стенки, настолько хорошо прикрепленные к копытной кости, что они смогут участвовать в несении веса лошади. Как только вы срастите расклешения, заломы и трещины уйдут навсегда.
И что в итоге? Сцепление с грунтом, работоспособность и здоровье.
Першерон ростом 175 см зарабатывал себе на жизнь, возя по асфальту повозку 25 часов в неделю в небольшом туристическом городке в горах. Меня вызвали к нему, так как его копыта сильно заломались и растрескались. Быстрый рост, стимулируемый работой, сделал процесс отращивания хороших стенок быстрым и легким, и те, кто с ним работали, отметили бОльшее сцепление с грунтом и выносливость, чем они когда-либо видели у лошади. Мягкое «топ-топ-топ» его копыт оставляло его суставы и мышцы свежими к концу дня. Владелица проката повозок была этому так рада, что сделала мне сайт и вышла за меня замуж!
Если вы захотите попробовать это, пожалуйста, подойдите к этому здраво. Если ваша лошадь подкована и находится в работе, закажите ботинки и имейте их при себе ДО того, как снять подковы, чтобы можно было не снимать лошадь с работы на период развития внутренних структур и образования мозоли. Лучше всего, если ваш коваль знаком с натуральной расчисткой, так как расчистка под подкову очень мало похожа на расчистку для наилучшей работоспособности босиком. Нужно остерегаться ковалей, которые вырезают подошву из-под лошади. Пусть уж лучше ваша лошадь будет оставаться «заросшей», избегайте таких товарищей.
Спор сторонников ковки и натуральной расчистки доводит многих до кипения, хотя мне кажется, что он не стоит выеденного яйца. Если все сделано правильно, в «худшем случае» у вас будет более здоровое копыто, к которому вы точно так же прибьете подкову обратно. Каждый текст по ковке, который я читал, рекомендует расковывать лошадь на длительные периоды, давая «отдохнуть от подков» и подлечить копыта. Мы просто позволяем этому оздоровительному периоду растянуться на всю жизнь лошади и даем лошади ботинки на период, пока они нужны. В результате улучшается сцепление с грунтом и здоровье копыт. Гибкая система поглощения энергии обеспечивает безопасность и комфорт суставам, мышцам, связкам и сухожилиям во всем теле. Если вам когда-нибудь доводилось весь день работать на бетоне, вы уже много понимаете об этом. Именно поэтому на любой американской фабрике у любого станка рабочие стоят на резиновых ковриках. Именно поэтому у наших машин резиновые шины, а не стальные колеса. Давайте постараемся обеспечить то же самое и нашим любимым лошадям.