Перед лицом отражения

Рубрика: Поведение

Наблюдения.

mirrorНасколько мы знаем, лошади не были до настоящего времени объектом специального исследования, посвящённого их реакции на своё изображение в зеркале. Но поскольку зеркала часто имеются в манежах, мы смогли наблюдать чуть более 50 взрослых (от 5 до 22 лет) и не вполне взрослых (от 3 до 5 лет) лошадей различных пород в момент их первого знакомства с зеркалом. Большинство из них никогда не видели собственного отражения даже на поверхности воды, так как они содержаться в конюшнях, оборудованных индивидуальными поилками, размер которых едва превышает диаметр лошадиного носа и которые находятся к тому же в «мёртвой зоне», где лошадь не способна их видеть.
Впрочем, те лошади, которых иногда поили из общего корыта размером 1х 0,5 м. вели себя в момент первой встречи с зеркалом точно так же, которые пили только из индивидуальных поилок.

Мы наблюдали следующие типы реакции:
— когда лошадь видит отражение в зеркале, она резко вздрагивает или шарахается в сторону. Эта реакция может быть вызвана как самим по себе отражением, так и просто тем, что лошади чувствительны к любому заметному изменению в окружающей их среде. Точно так же они могут вздрагивать, если вместо зеркала в стене манежа будет открыто окно, через которое открывается непривычный вид наружу;
— после вздрагивания лошадь часто подаётся назад;
— если лошадь может свободно перемещаться, она часто приближается к зеркалу с любопытством смешанным с недоверием. Иногда с увлечением, однако, в данный момент это движение сложно отличить от такого же, когда животное встречается с незнакомой ранее лошадью.
— мы видели единственный случай, когда кобыла бросилась в сторону зеркала с явной угрозой, очевидно, защищая своего жеребёнка от того, что она приняла за настоящую незнакомую лошадь.
— на расстоянии 50 см. о зеркала лошади, включая упомянутую кобылу, останавливались. Возможно, они замечали препятствие в виде стекла. Кроме того, отражение лишено запаха. Мы ни разу не видели попыток обнюхивать зеркало, хотя они являются частью ритуала знакомства у лошадей.
— с этого момента начинается фаза зачарованности. Лошадь долго смотрит в глаза своему отражению, попеременно двигает ушами (что является признаком замешательства). Можно видеть небольшие движения назад и вперёд. Привычные к чтению выражений лица себе подобных и, особенно, интерпретировать движение их ушей, лошади оказываются перед лицом череды весьма выразительных изменений.
— никогда мы не наблюдали попыток посмотреть, что находится с обратной стороны зеркала, даже если оно висит на некотором расстоянии от стены
— ни в одном случае лошади не отворачивались от зеркала с тем оконфуженным выражением, как это бывает у собак, которые часто отказываются смотреть на своё отражение.
— 3 лошадей, выпущенных в манеж, где они впервые в жизни увидели зеркало, в течение недели проявляли больше интереса к своему отражению, чем к своим компаньонам. Иногда отвлекаясь, чтобы побегать или поиграть вместе, они проводили большую часть времени стоя перед зеркалом или параллельно ему на расстоянии около полуметра
— по истечении трёх дней лошади перестают вздрагивать при виде зеркала. В первый же день они вздрагивают каждый раз, когда видят своё отражение вблизи или издалека. Лишь у немногих животных привыкание занимает больше времени
— после 3-8 дней лошади перестают обращать внимание на зеркало. Они вздрагивают лишь, если вновь видят его после долгого перерыва. В противном случае они ведут себя спокойно, даже если встречаются с другим зеркалом в ином месте.

Эксперимент.

Выбор животного и методические предосторожности.

Все опыты были поставлены методом двойного контроля: половина испытаний проведены с участием всадника, знающего данную лошадь, а вторая половина – с человеком, который никогда ранее с ней не контактировал, и которому не объясняли цели эксперимента.
Мы остановили свой выбор на кобыле 18 лет. Критерии, по которым мы её выбрали, были следующими: это полностью взрослое животное (напомним, что лошади полностью взрослеют к 5-7 годам в зависимости от породы и живут до 30 лет и более), она была относительно спокойна, и имела уже опыт встречи с зеркалами, однако не видела их в течение 6 лет, что объясняет сдержанный интерес к своему отражению, не сопровождавшийся, однако, ни реакциями бегства, ни агрессией. Условия эксперимента требовали, чтобы лошадь оставалась в заранее выбранной позиции по отношению к зеркалу и на заданном расстоянии от него.

Материалы

-настенное зеркало длиной 2.2 м и высотой 1,2 нижний край которого находился на высоте 1,4 м от пола.
-покрывало, с помощью которого зеркало закрывали, оставляя лошадь в том же положении для проведения контрольных испытаний
-экран, закрывающий предъявляемые лошади объекты, не позволяя видеть их иначе как в зеркале
-штанга (длинная палка) подобранная по длине шеи лошади
-съедобные (сахар, морковь) и несъедобные (пластик) предметы
Распознавание частей собственного тела: головы и ушей
Этот опыт основан на том, что лошади обладают весьма сильным рефлексом избегать прикосновений к волоскам внутри их ушей. Не существует никакого привыкания к таким прикосновениям.
Всадник ставил лошадь лицом к зеркалу, так чтобы голова была в 1м от него. Штангу размещали в слепой, невидимой для лошади зоне в конце шеи и в районе затылке так, чтобы её конец можно было направить к одному или другому уху. При этом лошадь не имела возможности непосредственно видеть штангу, однако могла наблюдать её отражение в зеркале.

Фазы опыта с зеркалом

1 попытка: конец штанги приближается к затылку. Не дожидаясь того, чтобы он нацелился на одно или другое ухо, лошадь энергично опускает голову.
2 попытка: голову лошади удерживали на месте поводом, конец штанги направили в сторону левого уха; До того, как штанга коснётся волосков, лошадь прижимает ухо. Экспериментатор прикасается к нему (видимо, имело место прикосновение к внешней части уха, а не к волоскам – прим. перев.)
3 попытка: то же, что и во 2-й попытке, но нацеливаясь на правое ухо. Лошадь прижимает правое ухо и наклоняет голову направо т.к. повод мешает её опустить. Экспериментатор касается правого уха (В дальнейшем, для основного эксперимента мы обходились без помощи повода)

Мы назвали этот раздел «фазы опыта», а не «обучение» потому, что он обнаруживает правильную реакцию животного на самое первое предъявление визуального стимула. Это значит, что этот стимул воспринимается лошадью как изображение, а не просто как ничего не значащее отражение; поскольку кобыла успешно сопоставляет все детали видимого изображения с реальным пространством и со своим собственным телом.

Таблица 1.

Правое ухо Левое ухо Шевеление «не угрожаемым» ухом.
1 +
2 +
3
4 +#
5  +
6  —
7  +
8  —
9 +
10
11  +
12  —
13  +
14  +#
15
16 #
17  +
18  +
19  +#
20 +#
21  +
22 +
23  +#
24  +
25 +#
26  +#
27  +#
28 +#
29 +
30  +#
31  +#
32  +
33  +#
34  +#
35  +#
36  +#
37  +#
38  +#
39 +#
40 +#

+ прижимает «угрожаемое» ухо

# наклоняет голову

+# наклоняет вместе ухо и голову

— реакция отсутствует

В опыте №15 — только голова, но наклон на правильную сторону.

Всего было сделано 40 предъявлений, в случайном порядке чередующих правое и левое уши. В течение 6 первых попыток мы не прикасались к ушам лошади независимо от наличия реакции. Во время оставшихся попыток, напротив, следовало прикосновение либо после реакции, либо спустя 3 секунды отсутствия таковой. Такая задержка кажется вполне достаточной, так как лошадь реагирует очень быстро, если она следит за изображением в зеркале.

Результаты таблицы 1 — верных ответов 34 из 40 (из которых 19 двойных) – 85% — отсутствие реакции 6 из 40 –15% — ошибочная локализация – 0

Примечания: большая часть случаев отсутствие реакции имели место во время первых 10 попыток. Без сомнения, кобыла уверилась, что прикосновений к её ушам не последует. Из последующих 30 попыток было только 2 случая отсутствие реакции (лошадь была занята жеванием трензеля и не смотрела в зеркало в эти моменты). Систематическое прикосновение к ушам a posteriori усиливало реакцию избегания. Не было отмечено ни одной ошибки в определении, к которому уху направлена штанга.

Таблица 2 Контрольный эксперимент (с закрытым зеркалом). (таблица опущена мной т.к. в ней нет полезной информации — см. ниже. — прим. перев.)

Результат таблицы 2

— реакция избегания (правильная или ошибочная) – 0

— отсутствие реакции – 100%

Примечания: мы должны констатировать, что, будучи лишена возможности ориентироваться по изображению в зеркале, лошадь не реагирует на приближение конца штанги к её ушам.

Распознавание и локализация в реальном пространстве объектов с помощью изображения в зеркале.

Обращение жеста по отношению к изображению

В этом эксперименте мы решили использовать кусочки лакомства, например сахара. Лошадь стояла параллельно зеркалу, на расстоянии 1,2 м от него. На уровне холки был укреплён специальный экран, не дававший кобыле непосредственно видеть лакомство, если его держат в руке в 10 см справа или слева от холки, чередуя стороны случайным образом. В контрольном опыте или вне эксперимента (без зеркала) лошадь, предупреждённая шуршанием пакета, что ей дают лакомство, поворачивала голову направо и налево наудачу и прекращала колебаться, только увидев лакомство непосредственно. Она сгибала шею, чтобы взять сахар на уровне сапога всадника. В такой ситуации, если лошадь не может пользоваться зеркалом для ориентации, она может действовать только наугад. Только немедленное движение в верном направлении мы называем правильным ответом, все прочие случаи обозначаются как ошибка, колебание или отсутствие реакции. Лошадь дополнительно мотивирована тем, что она получает своё лакомство в случае верного ответа.

Таблица 3
Зеркало закрыто

лакомство колебание ошибка нет реакции правильный ответ
справа слева
1 * *
2 * +
3 * *
4 * *
5 * *
6 * *
7 * *
8 * *
9 * +
10 * *
11 * +
12 * +
13 * *
14 * *
15 * *
16 * *
17 * *
18 * *
19 * *
20 * *
21 * *
22 * *
23 * *
24 * *
25 * *
26 * *
27 * *
28 * *
29 * *
30 * *
31 * *
32 * *
33 * *
34 * *
35 * *
36 * *
37 * *
38 * *
39 * *
40 * *

В этом опыте лошадь располагали параллельно закрытому зеркалу в 1,2 м от него таким образом, чтобы она имела зеркало справа, а затем слева от себя. Это кажется не существенным, так как в этой ситуации животное не видит своего отражения, однако в последующих экспериментах мы хотели проверить зависит ли восприятие от того, в котором из полей зрения находится зеркало. Поэтому мы сочли правильным и в контрольных экспериментах размещать лошадь то одним, то другим боком по отношению к зеркалу.
Кроме того, если лошадь разместить лицом к зеркалу, мы не смогли бы выполнить эксперимент В (Таблица 4) который заключается в том, чтобы проверить способна ли лошадь повернуться от зеркала, чтобы взять лакомство (Заметим, что глаза лошади расположены по бокам головы, что обеспечивает ей почти круговое поле зрения, что исключает возможность предъявлять лакомство, держась сзади)

Результат таблицы 3
— отсутствие реакции: 32 из 40 – 80%
— ошибки 3 из 40 – 7,5%
— колебание 1 из 40 – 2,5%
— правильные ответы 4 из 40 – 10%

Примечания: небольшой процент правильных ответов объясняется случайностью. Отсутствие реакции, редкое поначалу, становится систематическим, так как количество неудач слишком значительно.

Таблица 4
Зеркало открыто

Сахар Колебание Нет реакции
справа слева
Зеркало слева от лошади
1 +
2  +
3 +
4 +
5 +
6  + +
7  +
8 +
9 +
10 +
11 +
12  +
13 +
14  +
15  +
16 +
17 +
18 +
19  +
20 +
Зеркало справа от лошади
21  +
22  + +
23 +
24  +
25  +
26  +
27  +
28  +
29 +
30  +
31  +
32  +
33 +
34 +
35 +
36 +
37  +
38  +
39  +
40 +

Экран установлен, так что сахар протягивают лошади позади него, то со стороны зеркала, то с противоположной. Получается, что лошади приходится иногда отворачивать голову от зеркала, чтобы получить лакомство.

6 опыт: Преждевременное движение, без взгляда на зеркало.

22 опыт: Внимание лошади, по-видимому, отвлечено посторонним звуком.

Результат таблицы 4
— правильные ответы 38 из 40 – 95%
— неверные ответы:
— колебания 1 из 40 – 2,5%
— отсутствие реакции 1 из 40 – 2,5%

Примечание: нужно отметить, что при первом же предъявлении, хотя сахар давали со стороны, противоположной зеркалу, животное без малейших колебаний отвернулось от него, чтобы взять лакомство.
Отметим также, что лошадь практически не ошибается, за исключением редких случаев, когда она не смотрит в зеркало. То есть животное свободно пользуется отражением для ориентировки в пространстве, независимо от того, в каком из двух боковых полей зрения находится зеркало.
Напротив, в контрольном опыте с закрытым зеркалом лошадь быстро теряет интерес к «игре», в которой ей не отводится никакой роли. И, несмотря на положительное подкрепление лакомством, при случайных правильных ответах, начиная с 13 попытки животное прекращает вообще реагировать на действия экспериментатора.

Различение съедобных и несъедобных предметов

Целью эксперимента было проверить, способна ли лошадь различать по отражению в зеркале известные ей съедобные объекты от ранее не известных несъедобных объектов и, соответственно, не реагировать на последние.
Выбор несъедобного объекта имеет существенное значение. Он не должен быть известен лошади, он не должен был ранее находиться в контакте со съедобными вещами. Не следует выбирать объекты пастельных тонов (сетчатка глаза лошади имеет меньше клеток колбочек, нежели у человека). В то же время форма и размер этого объекта не должны резко отличаться от таковых съедобного объекта. Мы использовали кусочки красного пластика, размерами и формой сравнимые с кусками сахара.
Однако трудность данного опыта заключается в том, что лошади имеют привычку идентифицировать съедобные вещи не по внешнему виду, а по запаху, так как их зрение имеет «мёртвую» зону непосредственно впереди носа. И при встрече с новым объектом они принимают решение о его съедобности только после тщательного обнюхивания.
Поэтому нижеследующее испытание включало предварительного обучение лошади, целью которого было так же определить, сколько попыток потребуется животному, чтобы прекратить ошибаться.
Если лошадь справиться с этой задачей, нам не кажется необходимым ставить контрольный опыт (с закрытым зеркалом) как это было в случае с пространственной ориентацией (Таблица 3)
Так же как и в предыдущем опыте, животное располагали параллельно зеркалу на расстоянии 1,2 м от него. Испытание было, таким образом, проведено независимо и для левого и для правого поля зрения.
Экспериментатор предъявляет за экраном, установленным на холке лошади то кусочки сахара, то пластика, чередуя их случайным образом.

Таблица 5

Предъявлен Нет реакции (на сахар)
сахар пластик
1 +
2
3
4 +
5
6 +
7
8
9
10 +
11  +
12  +
13 +
14  +
15  +
16 +
17
18 +
19  +
20 +
21
22  +
23  +
24 +
25 +
26  +
27 +
28 +
29 +
30 +
31 +
32 +
33 +
34  +
35  +
36 +
37 +
38  +
39 +
40 +

+ правильная реакция:
на сахар – поворот головы, чтобы взять лакомство
на пластик – отсутствие движения.

в случае пластика, соответственно, наоборот

— неверная реакция

Результат
— правильные ответы:

сахар 18 из 20 всего 33 из 40 – 82,5 %
пластик 15 из 20

Примечания: животное сделало 4 последовательные ошибки при 4 первых предъявлениях несъедобного объекта; невозможно судить значит ли это, что лошадь не смогла определить его по виду в зеркале или сочла нужным проверить с помощью обоняния, не скрывается ли за этим внешним видом какое-нибудь лакомство. Начиная с 8 и до 21 попытки количество ошибок практически уравнивается: 2 для сахара и 1 для пластика. После 21 попытки лошадь более не делает ошибок ни в одном случае.
Этот результат очень интересен, так как представляет собой подавление инстинктивного поведения; мы имеем 4 ошибки в течение первых 4 предъявлений пластика и только 1 из последующих 16. Обучение, приводящее к такому подавлению, происходит, таким образом, достаточно быстро.

Некоторые замечания по поводу техники эксперимента

Полученные нами данные свидетельствуют, что лошадь способна обучиться использовать информацию, которую ей предоставляет обращённое изображение в зеркале. Во всех случаях разница в числе положительных ответов между опытами и контролем была статистически достоверной (Р= 0,001).
Присутствие на спине лошади всадника было необходимо, чтобы обеспечить неподвижность животного в выбранной позиции относительно зеркала. Если лошадь привязана или её держат под уздцы, эта неподвижность не гарантирована, так как животное может легко поворачиваться. Остаётся лишь сожалеть, что нам не удалось полностью исключить присутствие человека в этих опытах. Нам показалось слишком сложным сконструировать механическое устройство, способное одновременно обеспечить неподвижность такого крупного животного (1м 70 см. в холке) и предъявлять ему необходимые объекты в случайной последовательности с той и с другой стороны. Нужно отметить также, что лошадь была бы напряжена психологически, если бы на ней был установлен подобный агрегат. Инстинктивное стремление лошадей спасаться бегством в случае, если они чувствуют себя запертыми, заставила в своё время отказаться от использования станка для ковки лошадей. Однако многочисленные контроли с участием разных всадников, а так же с закрытым зеркалом позволяют утверждать, что полученные данные не связаны с бессознательными действиями человека.
Было бы интересно подвергнуть тем или иным из этих испытаний различных животных, как взрослых, так и жеребят. Однако мы предпочли в этом исследовании провести весь комплекс экспериментов на одной и той же лошади, выбранной её в значительной степени за её спокойное поведение, и изучить её реакцию на все типы изображений в зеркале.

Заключение

Мы проанализировали многочисленные, в которых изучалось поведение детей при их встрече с зеркалом. Их общие стороны таковы:
— вопрос всегда ставиться одним и тем же образом: с какого возраста наблюдается опознавание себя самого, других людей или объектов, появляется ли это распознавание естественным путём?
— стимулы и критерии контроля в этих исследованиях не всегда одинаково надёжны.

Поэтому, например, если мы наши представления о повелении ребёнка верны, он вовсе не обязательно должен испытывать желание прикоснуться рукой к пятну на его лице или к шапке, надетой на его голову. Отсутствие видимой реакции вовсе не обязательно означает неспособность распознавать образы с помощью зеркала. Совершенно не очевидно также, что ребёнок обязательно захочет повернуться к лампочке, мигающей у него за спиной – её изображение в зеркале может показаться ему достаточно забавным, даже если он осознаёт, что это лишь отражение.
Живой интерес который дети испытывают к своему отражению наблюдается и у многих животных и не обязательно означает, что животное распознаёт себя самого в зеркале. Интерес может быть вызван тем, что «этот другой» в точности воспроизводит его собственные движения.
Более того, элемент случайности вноситься тем, что дети одного и того же возраста могут существенно отличаться по своему развитию. Поэтому результаты таких исследований сильно варьируют.
Методика наших экспериментов с лошадью отличается по нескольким существенным позициям.
Что касается прикосновения к ушам (первые эксперименты), мы использовали врождённый рефлекс избегания, который наблюдается от рождения и до смерти лошади. Появление рефлекторного поведения в ответ только на изображение в зеркале служит достаточно надёжным критерием само по себе.
В случае распознавания съедобного и несъедобного объектов, мы основывались на специфическом и постоянном поведении лошадей. По своей природе лошадь почти постоянно ест, и инстинкт заставляет её идентифицировать по запаху различные объекты, так как съедобные растения часто растут рядом с ядовитыми.
Те же предосторожности сделаны при выборе стимула в последнем эксперименте. Мы изучали способность животного обучиться подавлять своё инстинктивное поведение (обнюхивание) при предъявлении в зеркале несъедобного объекта. Систематическое отсутствие реакции на этот объект, в то время как животное продолжало поворачивать голову при появлении сахара, служит достаточным доказательством корректной интерпретации наблюдаемого поведения. Отсутствие подавления при первых нескольких предъявлениях говорит о том, что это поведение не свойственно лошади исходно, но приобретается с обучением.
Мы должны отметить, что на следующий день та же кобыла не реагировала на изображение в зеркале других несъедобных предметов (платков, перчаток и др.), которые она обычно обнюхивала до этих испытаний (что может означать также, что кобыла распознаёт экспериментальную ситуацию, т.е. знает, что с ней будут играть в эту игру – прим. перев.). Таким образом, можно сказать, что с помощью обучения мы развили у лошади способность интерпретировать изображение в зеркале. Развитие этой способности в результате простого общения с зеркалом могло бы занять многие месяцы (что, однако, не проверялось – прим. перев.)

Дети тоже достаточно долго обучаются опознавать себя в зеркале. Однако ничто не доказывает, что в этом процессе не участвует обучение, так же как поддержка с помощью ремешков помогает научиться ходить. В данном случае понять означает установить связь между собой и наблюдаемым изображением с помощью своих органов чувств; по-видимому, визуальное восприятие того, что изображение в точности соответствует внешнему виду известных глазу частей собственного тела (ног рук и т.д.), а также одновременность движений, которые повторяет отражение, не сразу становятся существенными для опознания себя в зеркале. Без сомнения, требуется добавить ещё какое-то ощущение, не обязательно зрительного характера.

В целом, эксперименты, проведённые с лошадью, приводят к следующим соображениям:
— вновь возникает вопрос: возможно ли у детей вызвать с помощью обучения способность распознавать себя и других с помощью зеркала в возрасте более раннем, чем это обычно происходит?
— пересмотреть выбор критериев оценки поведения, обратив большее внимание на действия рефлекторного характера;
— вернуться к вопросу, имеет ли смысл говорить о «стадии зеркала» (Lindsay et Norman, 1980);
— проанализировать вопрос, не может ли подобное обучение быть полезным при лечении некоторых патологий у детей;

Очевидно, что при подобном обучении лошадь имеет ряд преимуществ. Ей помогает естественная способность хорошо ориентироваться в пространстве, так как в природе со своего первого дня жеребёнок должен быть способен убегать вместе со всем табуном в случае появления хищника. На развитие этой способности к ориентации ребёнок тратит более 18 мес. Кроме того, для лошади, очевидно, большое значение имеет тот факт, что изображение в зеркале лишено запаха, тогда как при встрече с настоящим представителем своего вида запах позволяет немедленно идентифицировать друг это или враг, доминант или подчинённый (утверждение сомнительное, хотя значение обоняния, безусловно, существенно – прим. перев.). Поэтому мы сочли особенно интересным провести опыты с зеркалом с представителем именно этого вида, у которого и в самом деле понимание «функционирования» отражения и возможностей его использования происходит удивительно быстро. Однако, все наблюдения заставляют думать, что без обучения эта способность проявилась бы существенно медленнее.


Фотография: Наталья Герасимова

Рассказать об этом в: