Рубрика: Обучение / Научите лошадь: вежливость под седлом
Автор: R. Russel, перевод: Наталья Герасимова
Представьте, что вы едете по шоссе, и у вашей машины не работают тормоза. А что, по-вашему, произойдет, если еще и педаль газа заклинит? Джеймс Бонд наверняка смог бы выпрыгнуть из машины при скорости 140 км/ч и выжить, но я подозреваю, что вы не захотите спрыгивать с несущей лошади на карьере – а это по большому счету одинаковые ситуации. В такой экстремальной ситуации большинство всадников изо всех сил тянут оба повода на себя, как они часто видели в старых вестернах. К несчастью, это абсолютно бесполезный способ.
Вы можете начать обучение остановке одним поводом на земле, с обучения спокойно стоять. Лошадь должна понять смысл такого воздействия, стоя на месте, чтобы понять его и в движении. Принцип работы одного повода заключается в том, что он «обездвиживает» заднюю часть.
Это и есть «стоп-кран» вашей лошади. Он есть у всех лошадей, вам нужно лишь быть уверенным, что она знает о его наличии. Если вы увидите, что лошадь понесла, а всадник растерялся, то это может быть единственное, что спасет ситуацию. Я никогда не выезжаю на лошади, если не проверю, знает ли она остановку одним поводом. Это настолько простой и действенный способ, что я просто поражаюсь, почему люди не учат этому лошадей!
Для работы вам понадобится веревочный недоуздок и чомбур. Вы можете работать или чомбуром пристегнутым одним концом, или завязанным как поводья.
Лошадь стоит спокойно. Согните ее шею налево и положите руку с чомбуром на свое бедро. Смотрите на землю. Ваша лошадь вероятнее всего начнет двигать задними ногами. Продолжайте удерживать руку на бедре до тех пор, пока лошадь не прекратит движение. Как только лошадь остановится, немедленно уберите давление и похвалите ее. Теперь сделайте то же самое направо. Очень важно следить, чтобы рука не уходила за бедро. Если вы положите руку туда, то ваш центр тяжести сместится назад, несколько за пределы вашего тела. Если в этот момент лошадь выкинет какую-либо «шутку», вы почти наверняка окажетесь на земле. Кроме того, не забывайте, что при выполнении этого упражнения не надо воздействовать на лошадь ногами. Вы же не хотите ее запутать, случайно попросив развернуться или откинуть зад.
Во время упражнения вы должны попробовать работу одним поводом 60 раз (по 30 сгибаний в каждую сторону), чередуя стороны, при этом оставаясь на месте. Нет, это не опечатка! Ваша цель заключается в том, чтобы лошадь могла прекратить движение, когда вы просите об остановке одним поводом. Ой, кажется, я забыл сказать еще одно: если лошадь ошибается, вам нужно начать сначала.
Как только лошадь научится стоять спокойно, закончите это упражнение, и теперь пробуйте остановки на шагу. Делайте все точно так же, как описано выше. Не забудьте правило: чем быстрее движется лошадь, тем меньше нужно согнуть ее для остановки. Вам нужно лишь слегка согнуть ее, чтобы остановить заднюю часть, и скоро лошадь поймет, о чем вы просите. После того, как вы отработаете это на шагу, переходите на рысь. Вы должны отшлифовать это на шагу, рыси, галопе и карьере. Будьте особенно осторожны на рыси и галопе, потому что, слишком сильно согнув лошадь, вы можете легко опрокинуть ее.
Остановка одним поводом, одна из тех «волшебных штучек», над которыми нужно работать. Если лошадь понесет вас, и вы примените сгибание, ни разу не пробовав его «в спокойных условиях», вы, скорее всего, пораните лошадь!
Фотографии и оригинальный текст на сайте www.naturalhorsesupply.com
Комментарий Анны Мазиной.
Когда статья об этом ковбойском приеме появилась на сайте, она вызвала много вопросов от приверженцев классической езды. Зачем тормозить лошадь одним поводом — одним только поводом? Лошадь тормозится корпусом, ногой и обоими поводьями! Этим способом можно вывернуть лошади плечо! На всем ходу можно опрокинуть лошадь! Итд.
Навредить лошади в принципе можно любым самым хорошим приемом, если применять его неправильно. Прежде всего, к остановке одним поводом следует относиться именно как к стоп-крану, к экстренной мере, а не как к приему выездки. Лично в моем случае — бежавший рысак, какое-то время работавший в «полевом» прокате, с плохим балансом и тонкой душевной организацией, с устоявшейся привычкой на набор повода кидаться в него, вместо того, чтобы уступать — лично мне этот прием очень помог. Я могла с удовольствием кататься в полях и в лесу, параллельно обучая его правильному управлению на плацу. На переучивание уходит больше времени, чем на обучение, но это время не пропало для нас в плане полевой езды, потому что у нас был этот стоп-кран. Потом мы просто перестали пользоваться этим приемом за ненадобностью, когда мой конь стал в любых случаях тормозиться традиционным способом.
Также важно понимать, что остановка одним поводом выполняется мягко и после предварительного обучения на земле и в спокойной обстановке. Абсолютно не имеется в виду, что лошадиную голову нужно резко дернуть вбок. Когда лошадь хорошо знает этот прием, она начнет тормозиться уже когда услышит шуршание одной руки вниз по поводу, не дожидаясь, пока всадник этот повод наберет.
В целом, остановка одним поводом похожа на то, когда растащившую лошадь заводят на вольт, где она вынуждена будет подвести задние ноги под корпус, и всаднику будет легче ее остановить. Бывают ситуации, когда лошадь тащит даже с повернутой на сторону шеей, а также ситуации, когда лошадь находится в такой панике, что не способна слышать никаких команд. Но для ситуаций, когда лошадь подхватила, в два повода упирается и тащит только еще быстрее, остановка одним поводом может отлично сработать.
На видео Екатерина Ломейко и Хельветика.