Рубрика: Примеры / Примеры обучения
Когда Белке было месяца четыре, я стала приучать ее к недоуздку, а заодно и познакомила с методом кликера. Поскольку жеребячий недоуздок я купила не сразу, для начала я решила научить Белку влезать носом в веревочную петлю. Петлю я делала из любого «подручного материала» — чомбура, повода и т.п.
На первом этапе обучения я протягивала Белке сахар, но на пути между Белкиной мордой и сахаром все время оказывалась петля, т.е. взять сахар Белка могла, только засунув нос в петлю. Когда Белка получала доступ к сахару, я произносила наше слово-кликер «Ааай, умница». Когда Белка поняла, что надо сделать, чтобы получить сахар, я немного видоизменила процесс: сначала Белка засовывала нос в петлю, я говорила «Ааай, умница», снимала петлю с носа и давала сахар. Нам потребовалось два дня (минут по 10-15 занятий в каждый день), чтобы Белка поняла, как ей заработать сахар.
Как ни странно, когда я приехала через неделю, Белка очень быстро вспомнила, что надо делать. А когда еще через неделю я показала ей недоуздок, она без колебаний засунула в него нос. Первый Белкин недоуздок был веревочным. Сложность недоуздка по сравнению с простой петлей заключалась еще и в том, что надо было правильно попасть, именно в петлю для носа. Но я постаралась сделать это как можно более ясным для Белки. Сначала я хвалила Белку сразу, как только она совала нос в недоуздок. Потом – после того, как перекидывала через затылок затылочную веревку. Ну и наконец – после того, как завязывала узел на недоуздке.
К самой идее того, что на голове у нее что-то намотано, Белка отнеслась абсолютно спокойно. А поскольку она уже умела ходить за мной, я практически сразу стала приучать ее отвечать давлению недоуздка и ходить в поводу. Директор нашей конюшни и мой хороший друг Женя предложил мне помочь. И тут опять проявилась разница в традиционном подходе и подходе так называемого «НХ». Женькин метод заключался в том, чтобы дать жеребенку понять, что, если его держат, вырываться бесполезно. Главное при этом, соответственно – не дать жеребенку вырваться, когда тот почувствует, что его свободу что-то ограничивает. Надо сказать, что у Женьки более 50 лошадей, он вырастил не один десяток жеребят, и все его лошади спокойно ходят в поводу и стоят на привязи.
Но когда Женя взял Белку за недоуздок и стал удерживать ее на месте, несмотря на ее отчаянные попытки вырваться и убежать, я увидела полные страха глаза моего жеребенка и чуть ли не со слезами стала умолять Женьку отпустить Белку, причитая, что это не наш метод, и мы пойдем другим путем :) Женька обиделся, сказал сакраментальную фразу, что, мол, этот жеребенок еще сядет мне на шею, и отпустил недоуздок.
Другой путь в данном случае заключался в том, чтобы предоставить Белке самой найти правильное решение. Надо сказать, что веревочный недоуздок – вещь довольно строгая, и давит он гораздо неприятнее, чем обычный, но только тогда, когда лошадь сама его натягивает. Как только лошадь спокойно стоит или идет следом на провисающем чомбуре, недоуздок давить перестает. Поэтому я предоставила Белке возможность идти, куда ей хочется, но при этом сохраняла натяжение чомбура и, соответственно, давление недоуздка, пока Белка шла в неправильную сторону. Очень быстро Белка поняла, что надо стоять, когда я стою, и идти вперед, когда я иду вперед. Можно спорить о том, какой способ гуманнее, и тот, и другой приводят практически к одинаковым результатам, но полных ужаса глаз я в процессе обучения у Белки больше не наблюдала.
Сначала мы освоили хождение в поводу по конюшне. Здесь Белке было все знакомо и не страшно, поэтому ничто не отвлекало ее от процесса. Параллельно я учила ее отвечать на давление недоуздка вбок поворотом головы, а также опускать голову от давления недоуздка вниз. Когда мы это освоили, я начала приучать Белку стоять на привязи. Это не вызвало никаких проблем. Белка с самого начала стала стоять спокойно и никуда не рвалась. Поначалу делала несколько шагов вперед или назад (насколько позволяла привязь), но, почувствовав, что недоуздок дальше не пускает, возвращалась обратно.
Освоить хождение в поводу на улице было сложнее. Улица у Белки ассоциировалась исключительно с понятием «свобода». При попытках вывести Белку с утра гулять на веревочке, Белка начинала вырываться, свечить, козлить и всячески хулиганить. Единственное, что можно было сделать, это убедить ее постоять спокойно, но идти спокойно у Белки не получалось никак. Наказывать было бесполезно, да и не хотелось – ведь это все равно, что наказывать ребенка, которому бьющая через край энергия не позволяет высидеть урок.
Поэтому в начале хождение в поводу на улице получалось только после того, как Белка основательно нагуляется и выплеснет всю накопившуюся энергию. И поначалу только в леваде. Отходить далеко за пределы левады Белка в одиночестве (я не в счет) категорически не желала. Так что за пределы левады мы выходили, постепенно увеличивая спираль – сначала вдоль забора, потом – все дальше и дальше. Некий предел все равно существовал, и я не старалась насильно увести Белку как можно дальше от конюшни. По мере взросления Белка немного остепенилась, и ее стало можно более-менее спокойно вывести на чомбуре и довести до левады, которая в нашем предыдущем месте постоя находилась довольно далеко от конюшни, или просто пойти погулять с ней. Причем, это могла делать не только я, но и другие. Правда, после перестоя все равно лучше было сначала дать отбегаться, но Белка хотя бы старалась (с моей помощью :)) какое-то время сдержаться, пока ее не отпустят в свободный полет.
С переездом на новую конюшню проблемы с хождением в поводу почему-то исчезли полностью. Возможно, это совпадение. Возможно, свою роль сыграло и то, что левада совсем рядом с конюшней, и Белка согласна потерпеть несколько шагов и пройти их спокойно. Сейчас мы спокойно ходим в поводу до поля при том, что я еду верхом и веду Белку рядом на чомбуре, а путь до поля по бетонке занимает не меньше получаса. На поле я отпускаю Белку, и она тут же начинает носиться со всех ног, задрав повыше хвост.