О мотивации и агрессии

Рубрика: Обучение / Семинары

Мотивация — как заинтересовать лошадь в занятии?

piter7Чтобы лошади было интересно заниматься, она должна понять, что общаться с нами приятно, и что выполнять наши просьбы легко. Для этого нам нужно давать команды по возможности легко, искать самую легкую команду, на которую лошадь ответит, а главное — чередовать сконцентрированность на команде и полное снятие давления после правильного ответа.

К этому можно добавить разные приятности — поглаживание, сюсюканье, почесушки, вкусняшки итд. Если лошади ничего от нас не нужно, только чтобы мы отстали, значит отставать от нее нужно подчеркнуто (прекращать команду и отворачиваться, а то и делать большие паузы между командами, давая ей подвигаться или постоять на расстоянии от нас), а заодно я бы попробовала подозвать ее к себе и просто погладить-почесать до тех пор, пока она не начнет жевать и облизываться. Когда лошадь только и мечтает, чтобы мы отстали, она напряжена в отношении нас. То ли побаивается, то ли еще не понимает, насколько с нами может быть здОрово. Наше дело проявить себя так, чтобы ей захотелось с нами дружить, выказать большую чуткость — тогда и лошадь станет более чуткой и заинтересованной в нашем обществе.

Лакомство — отличный мотиватор, его оценит большинство лошадей. Но работа с ним таит и опасности. Использование лакомства оправдано при методе «кликера», но не в качестве подкупа, «задабривания» лошади. Лакомство может помочь в работе с робкой лошадью, как это произошло с Оззи — оно помогало ему стать смелее и все-таки предлагать варианты ответов, из которых я выбирала правильный и поощряла. Но когда работаешь с лакомством, нужно поступать так, как пишет Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку» — сначала объясняем новое, поощряя каждый раз, затем переходим на вариативное подкрепление — поощряем случайно, например на 2-й, 5-й, 6-й, 11-й раз итд., чтобы мотивированность лошади не пропадала, но чтобы все-таки постепенно переводить ее на режим без лакомства. Нельзя хвалить через равные промежутки, например, на 2-й, 4-й, 6-й раз итд, т.к. тогда на 1-й, 3-й, 5-й раз итд лошадь стараться не будет. У них очень хорошо развиты чувство ритма и чувство времени. Также можно поощрять сначала за 1 темп чего-то, потом за 3 темпа, потом за 2, потом за 5 итд. А когда в таком режиме лошадь хорошо выполняет команду, мы можем уже потихоньку убирать лакомство вообще. Дальше уже само по себе выполнение знакомого упражнения получится поощрением — лошадь знает, каким образом прекратить давление с нашей стороны.

Если уже проворонил агрессию…

Здесь нельзя дать однозначного совета как НХ советует поступать в этом случае. Кто-то советует потереть ушибленное место и сделать выводы для себя, а кто-то утверждает, что у человека есть ровно 2 секунды, в которые ударить в ответ будет эффективно. По принципу «бить или не бить?» НХ-шников можно поделить на более мягких и менее мягких. Из самых мягких — Сильвия Скотт, Кейт Фармер, Эллен Офстад, Уиллис и Шэрон Лэмм. Посередине — Марк Рашид, Парелли. Из более жестких мягких тренеров — Клинтон Андерсон, Джон Лайонс, Монти Робертс, Брайен Ньюберт. В интернете можно найти информацию по поводу того, как каждый из них советует исправлять проявление агрессии по отношению к человеку, в частности статьи на тему агрессии из раздела «Научите лошадь — вежливость на земле».

Проще не нарываться на сопротивление, чем думать, как его победить. Даже в мелочах. Мы должны развить в себе такую чуткость, чтобы распознавать, когда лошадь еще только задумывается о сопротивлении — держит шею чуть выше, напрягает шею около холки, поджимает губы, взгляд становится напряженнее итд. В этот момент мы должны сначала снова добиться расслабленности лошади, а потом двигаться дальше. Если лошадь напряглась по поводу возросшей сложности упражнения, нужно скорректировать «шаги» и сделать их более мелкими, чтобы новый материал казался легким. Если же мы уже получили укус, свечку или какое-то другое проявление агрессии, то в целом не важно, как мы поведем себя сразу после этого. Намного важнее, как мы поступим в следующий раз, чтобы этого больше не допустить. Пусть лошадь считает, что если что, она нас сможет сбросить. Важно научиться загодя распознавать признаки возможного наступления «если что» и разряжать обстановку. Можно сказать, что подход НХ состоит в развитии у себя умения не провоцировать лошадь на сопротивление, а не в изучении способов корректировать уже произошедшее сопротивление.

Как строить общение с агрессивной лошадью?

Вот что помогает лично мне. Когда лошадь проявляет агрессию, это ее способ сказать мне: будем общаться как я скажу, потому что я тебе не доверяю, так что лучше я тебя заранее построю. Самое главное здесь — стараться не бояться лошади и излучать тот же настрой: я пришла дружить и знаю много интересных занятий, я не буду тебя обижать. Иными словами, мы должны быть спокойными и общаться в доверительных интонациях, но не навязываться и не жалеть лошадь.

Однажды мне нужно было заниматься с одним агрессивным конем, Собором, которого мне перед этим предложили почистить, не предупредив о его отношении к людям. Когда я вошла к нему в денник, он попытался меня сожрать! Одну сторону я чистила полчаса, т.к. постоянно отвлекалась. Боря то и дело кидал в мою сторону оскаленные зубы — я каждый раз мимоходом ставила блок, а когда его голова возвращалась в ровное положение — чесала его, что ему невероятно нравилось! Сначала крысы сыпались на меня каждые несколько секунд, потом стали реже. Чтобы Боря не убил меня ненароком (он и ногой угрожал), я стояла около его холки. Там он достать меня не мог ничем. Потом я смогла сместиться ближе к крупу, чтобы чистить его, правда это вызывало очередную волну негодования с его стороны.

После этого мы вышли на плац, я старалась держать дистанцию между нами хотя бы метра в полтора, чтобы я успела среагировать, если что. На плацу блоков потребовалось уже меньше, я заняла его упражнениями и действовала в определенном ритме — прикладывала давление, дожидалась ответа, убирала давление. Вскоре Боря сделал лицо попроще и расслабился. Оказалось, что его агрессия была способом прикрыть тонкую душевную организацию, упреждающей агрессией. Он был очень чутким, быстро все понимал, но на него было очень легко передавить. Я была с ним вежливой, давала легкие команды и при необходимости повторяла их на той же громкости или предлагала другие, но не усиливала давление. На это Собор ответил таким сотрудничеством, что вскоре я запросто поворачивалась к нему спиной и не следила за его положением относительно меня, он совершенно успокоился на мой счет и не проявлял и тени агрессии!

На преодоление агрессии Собора, а точнее на то, чтобы он стал мне доверять, мне потребовалось около 40 минут. Я никак не корректировала агрессию, просто не давала ей попасть в цель и предлагала другие, позитивные способы общения. Знаю пример того, как в похожей ситуации попытки кусания перемежались нервными зевками.

Иногда агрессия — это не «лучший способ обороны», а способ доминирования, неуважение. Очень многие считают, что в этом случае нужно доказать лошади, что человек выше по иерархии, задавить авторитетом. Для этого сразу после укуса человек накидывается на лошадь в агрессивной позе и заставляет сделать что-то, в результате чего она примет позу подчинения. Этот способ выяснения отношений сплошь и рядом встречается в табунном общении лошадей с той или иной степенью «громкости», но самое основное здесь не то, как человек утвердил свой авторитет в данный конкретный момент, а то, насколько авторитетно он ведет себя в целом. Если дальше человек будет позволять лошади напирать на себя плечом, пихать носом, наступать на ноги итд, то лошадь не сможет поверить в то, что он выше рангом. Поэтому опять же — не настолько принципиально, как человек отреагирует сразу после укуса.

В целом к агрессии со стороны лошадей есть несколько подходов. Кроме описанного выше пути «задавить силой», есть подход — перехитрить. Если мы сделаем вот так, то выиграет лошадь, а если вот так, то выиграем мы. Однако при таком подходе кто-то неизбежно окажется в проигравших и должен будет смириться со своим поражением. Но почему бы не найти решение, которое устроит обоих?

Лично мне больше нравится подход смены мотивации. В работе с лошадью наша основная задача — добиться от нее сотрудничества, чтобы она сама хотела выполнять наши команды и сама старалась их понять. Мы не должны ни подавлять лошадь силой, ни изобличать ее корыстные планы. Мы должны друг другу доверять и стараться друг для друга.

Наталкиваясь на сопротивление или больше — агрессию, мы должны остановиться и проанализировать это. Если мы зашли в тупик, можно вернуть лошадь в денник и взять себе вечер подумать. У лошади должно быть право сказать «нет». А дальше мы должны сообразить, это она не может физически или не хочет, и если не хочет, то почему? Задание кажется ей трудным, мы недостаточно хвалим ее за правильные ответы, она боится нас, боится ошибиться или ей мешает что-то еще? Хорошо перед следующим занятием иметь какие-то догадки на этот счет. «Просто потому что оборзела» — не НХ-шный подход. «Оборзела» — это наша ошибка, это мы недостаточно заинтересовали в занятиях и были непоследовательны или нетребовательны.

Следующее занятие с лошадью я начала бы с чего-то такого, что заведомо хорошо получится. За это много и от души хвалила бы, чтобы восстановить атмосферу веселого сотрудничества, а дальше аккуратно подбиралась бы к камню преткновения.


Фотографии: Светлана Петрова

Рассказать об этом в: