Рубрика: Примеры / Примеры обучения
Чтобы добиться не только уважения, но и желания учиться, нужно понять, что и в каких ситуациях больше всего мотивирует именно Вашу лошадь. Для кого-то это – комфорт, возможность просто спокойно постоять или погулять. Для кого-то – общение, «почесушки», массаж и т.п. Для Белки на «жеребячьем» этапе главным мотиватором оказался сахар. Просто удивительно, как загорались ее глаза, как быстро начинала работать соображалка, когда она понимала, что ее усилия будут вознаграждены чем-то вкусненьким. Поэтому для обучения я, в основном, использовала метод кликера.
Метод кликера заключается в том, что, чтобы показать лошади, что она сделала что-то правильно, сначала издается определенный звук (клик), после чего дается лакомство. Очень быстро лошадь начинает связывать звук с лакомством, таким образом можно именно в момент совершения правильного действия дать лошади понять, что Вы ею довольны. У нас с Белкой клик – это слова «Ааай, умница!» Как показала практика, лучше использовать более короткий звук, но у нас сложилось так.
Начали мы работу с кликером с обучения одевать недоуздок. Белка просекла очень быстро, что слова «Ааай, умница» означают сахар. С тех пор она не обшаривает мои карманы в поисках сахара, а пытается сделать что-то, что, по ее мнению, позволит ей этот сахар заслужить. Будучи ребенком самостоятельным, она часто сама предлагает разные варианты, но я стараюсь это не поощрять. Вместо этого, когда я вижу, что Белка старается сделать что-то хорошее, я прошу ее выполнить какую-нибудь простую команду и после этого хвалю.
Если мы изучаем какую-то новую команду, я поощряю каждую попытку. Если команда уже изучена, я хвалю только за очень хорошее выполнение. Или просто время от времени, чтобы Белка не забыла, что команда хорошая, и выполнять ее вкусно. Иногда, когда у меня нет с собой сахара, я заменяю его чесанием холки или шеи. Белка понимает, что сделала правильно, но расстраивается, что не получает при этом сахар.
Когда Белка прочно уяснила связь между кликом и сахаром, она решила, услышав клик, пихать меня мордой, мол, сахар давай быстрей, да!? Никакого сахара она, конечно, за это не получала, больше того, натыкалась носом на мой локоть или ладонь и в какой-то момент поняла, что это не только бесполезно, но и вредно.
С кликером мы, кроме влезания в недоуздок, освоили такие команды, как: «иди сюда», «дай ногу», «стой», «держи», «дотронься», «придвинь попу», испанский шаг, одевание уздечки и другие. К тому же, я использую кликер для подкрепления команд, связанных с уходом от давления, а также для поощрения спокойного восприятия «страшных» вещей.
Есть у нас и обратная сторона «медали», с которой мы пытаемся бороться – это выполнение действий без команды. Типа, если это хорошо, то надо все время это делать. Глядишь, сахара дадут. До сих пор Белка пытается влезть в любую петлю, по ее мнению отдаленно напоминающую недоуздок. Такие попытки я стараюсь просто игнорировать. В некоторых случаях приходится просто забыть команду целиком. Например, когда я научила Белку «давать лапу», т.е. поднимать переднюю ногу вперед и вверх, Белка стала махать ногами постоянно. Влезала ногами в висящие уздечки, пакеты и прочие предметы, попадающие в пределы досягаемости. Каждый раз, подходя к ней спереди, я рисковала получить ногой в пах или по колену. Несмотря на то, что такие самовольные махания ногами мной не поощрялись. Изучение команды «Поставь» тоже не особо помогло, как и взять ногу и держать, пока не надоест стоять на трех ногах. Пришлось совсем забыть эту команду. Только тогда Белка перестала махать ногами.