Рубрика: Примеры / Примеры обучения
В силу того, что Оззи 6 лет провел на ипподроме, а потом с ним тоже никто не занимался развитием баланса под всадником, в 11 лет у него наблюдались проблемы молодой лошади — он плохо держал равновесие не только под всадником, но и сам по себе! Особенно ярко проблема проявлялась на галопе. Коротким галопом Оззи умел бегать только без всадника и по прямой. Под седлом же это было для него сложно, сделав несколько темпов он сбивался на рысь или подхватывал карьером. На корде было трудно выслать его в галоп, в первое время я по 2-3 минуты с воплями бегала за ним, размахивая бичом, после чего он подрывал широким галопом, ложась на корду. Рыхлый снег немного облегчал задачу, там он не скользил задними ногами наружу и более-менее мог скакать галопом, но только по большому кругу, 30-32 метра в диаметре.
Явный прогресс начался когда я стала работать над переходами. К тому моменту Оззи хорошо знал, что волна по корде означает переход на более медленный аллюр, поэтому мы стали делать переходы рысь-галоп-рысь на корде. Сначала я правдами и неправдами поднимала коня в галоп, хвалила, а через круг пускала по корде волну, командуя рысь. После пары кругов рыси снова поднимала его в галоп. Через несколько повторений Оззи уже запускался в галоп с голосовой команды в обе стороны.
Однако галоп под всадником оставался для Оззи проблемой, буквально все его составляющие — мысль о возможном моем желании поднять его в галоп, сам подъем, продолжение галопа, остановка с него и дальнейшее движение. При одном подозрении о том, что я могу скомандовать галоп, Оззи начинал выдавать серию панических реакций — понос, осаживание, несколько разученных движений, за которые я его недавно хвалила («а может договоримся?»), шлепал губами, махал ножкой итд. Мне приходилось поднимать его в галоп непредсказуемо, исподтишка — только тогда у меня была доля секунды, чтобы сделать постановление.
Подниматься в галоп с постановления Оззи тоже не умел, он привык делать это с разгона. Кстати, одной из моих первоочередных задач было не допускать перехода на галоп и разноса, когда мы ехали рысью — я научилась ловить момент, когда он пытается выставить плечо, чтобы перейти на галоп, и не давать ему сделать это, держать оба повода ровно и насылать на них шенкелем. Чтобы объяснить Оззи, что такое подъем с постановления, я ставила его на вольт и своей посадкой старалась сделать удобным подъем с внутренней ноги, после чего чуть отзывала внутренним поводом и… конь выстреливал из-под меня, не дожидаясь других уточнений :) В особо нервные дни он даже команду повернуть начинал воспринимать сигналом для галопа, буквально взрывался из-под меня. Но так как я работала над подъемами, я старалась не обращать внимание на неглавное — например, на скорость. Чтобы похвалить коня за сам подъем с нужной ноги после постановления и не испортить ситуацию борьбой в ходе торможения, я использовала кликер — в момент подъема говорила «Ай, браво!», а потом прямо в процессе бешеной скачки лезла в поясную сумку за лакомством. Заметив такое движение, Оззи тормозился сам как только мог быстро и поворачивался ко мне за вкуснятиной. Тем самым мы невольно еще и отрабатывали умение быстро тормозиться, хоть и не по команде. С левой ноги конь стал подниматься очень легко, с правой чуть похуже, но всего одного занятия по методу кликера хватило для того, чтобы значительно снизить его волнение по поводу подъемов в галоп, и чтобы он запомнил, с какой ноги нужно подниматься в зависимости от постановления!
Сам галоп получался нервным и ускоряющимся. Чтобы Оззи не нервничал, что он один, мы занимались по кругу вокруг моей второй лошади, Халлы, пасущейся в поле. При этом я никак не могла влиять на скорость, Оззи накренялся при движении по кругу, а при выходе на прямую вкладывался в повод и разносил. Достаточно долгое время я вообще не ездила галопом по прямой на природе, чтобы не провоцировать его — шагала, а рысь и галоп делала по кругу. Постепенно рысь мы тоже стали делать по прямой, но если конь начинал нервничать и носиться, уходили на вольт для успокоения нервов. Повод я практически не имела возможности подобрать. На шагу Оззи от этого заводился и подрывал быстрыми аллюрами, на рыси несся быстро, а на галопе будто только и ждал упора в повод для напряженного, панического разноса.
Когда мы уже стали пробовать галоп на прямой, я держала повод за пряжечку, болтающимся, тогда Оззи хотя бы не так нервничал и не тащил. Для остановки я использовала остановку одним поводом, причем иногда намек на набирание повода заставлял Оззи сократиться. Правда Оззи не был бы Оззи, если бы и тут не вышло казуса. Описанным выше образом мы ездили только на природе по прямым, в то же время занимаясь манежкой в контакте с поводом. Если в лесу Оззи разносил, а при попытке его остановить зажимался, то я тормозила его одним поводом и после остановки сгибала поочередно в обе стороны, добиваясь смягчения на каждый из поводьев. Когда же я на плацу тормозила коня корпусом и двумя поводьями равномерно, уже после остановки он по своей инициативе сгибал шею налево и направо :)
После того, как Оззика удавалось затормозить, нужно было тут же бросить повод, взяв его за пряжечку. Это касалось и полевой езды, и манежной работы. Если повод оставался подобранным, пусть до самого легчайшего контакта, конь через пару шагов выстреливал из-под всадника галопом опять. Как в стихе Михалкова: «Я галопом не хочу. Но приходится. Скачу».
Спокойный галоп.
По мере работы с Оззи я все больше понимала, что он бы и рад возить всадника спокойно и равномерно, не ускоряясь, но не может. А почему? Что нужно для спокойного галопа, чего Оззи не может сделать?
Основной сложностью были нервы. Даже не имея мышц для того, чтобы собираться, даже с задранной шеей и без контакта с поводом Оззи мог везти отличным неторопливым галопом и запросто тормозиться — например, когда мы пару месяцев ездили по одним и тем же лесным дорожкам, да еще и в компании спокойных лошадей. Залогом Оззиного спокойствия была правильная дистанция между нами и остальными всадниками — не слишком маленькая, чтобы он не подумал, что его догоняют, но и не слишком большая, чтобы он не испугался, что остался один :) Но спокойствие духа — очень эфемерное понятие, вот конь расслаблен — а через минуту уже нет, я никак не могла успокоить коня, если он уже занервничал.
Как известно, кроме боязни одиночества у Оззи была очень сильная боязнь потери равновесия, и вот эту мысль я и стала развивать. Как научить его двигаться более сбалансированно? Вперед и вниз, гнуться, подставляя внутреннюю заднюю ногу под центр тяжести и чуть сильнее группироваться перед остановкой или для поворота. Я решила заниматься всем этим на корде, чтобы конь мог сам разобраться со своим телом без дополнительного утяжеления сверху. Правда прежде всего нужно было научить его смотреть вперед во время галопа по кругу, а не балансировать шеей, выставленной наружу. В этом нам очень помогли клавиши. Просто жерди, положенные на землю, Оззи пробегал насквозь, наступая на них и ломая, так что я приподнимала их над землей на поленьях — сначала сантиметров на 15, а потом постепенно повышая высоту до 50-60 см. Одна жердь тоже не побуждала Оззи смотреть куда он летит, а вот чтобы преодолеть две клавиши нужно было еще перед первой сосредоточиться и все хорошо рассчитать. Буквально за одно занятие Оззи научился скакать галопом по кругу, глядя вперед!
Вперед и вниз конь освоил минут за 15 на всех аллюрах (см. «Виртуальный шамбон«), а вот гнуться в боку на галопе учился с полгода (см. «Гнуться в боку«). Под верхом я старалась не давать ему вкладываться во внутренний повод, вываливая внутреннее плечо вперед-вниз. Я садилась как было удобнее коню (долгое время мне приходилось стоять на стременах, подав корпус вперед), корпусом и шенкелем просила его согнуться на вольту, а поводом отзывала и отпускала до легкого провисания. Малейший контакт тут же превращался в борьбу с поводом, поэтому я сама сбрасывалась с повода, призывая коня ловить равновесие самостоятельно. Это злило его, он даже начинал крыситься! Прорыв в обучении у нас случился, когда внутренней рукой я стала не просто отзывать, а срабатывать чуть вверх. Тем самым я выравнивала коню голову, а за головой выравнивалось и плечо. Оззи начал воспринимать шенкель и гнуться в боку. До этого он не был готов услышать мой шенкель, поэтому бесполезно было бы его усиливать… это только привело бы к лишним нервам.
Я заметила, что хороший галоп получается у нас только после хороших подъемов и преимущественно с шага. На корде мы делали все мыслимые переходы, вплоть до галопа из осаживания, но под верхом эффективнее всего было скомандовать траверс (попросить слегка отвести задние ноги в сторону постановления) и поднимать коня в галоп из него.
Это же решило проблему с какой ноги подниматься в галоп — несмотря на то, что на плацу Оззи отлично различал постановления, на прямой он или поднимался с левой, или рысил и ждал возможности выставить плечо и подняться опять же с левой. Траверс слегка сгибал его в боку перед подъемом и помогал принять позу, удобную для подъема с четко определенной ноги. Тем не менее, Оззи все равно продолжал помогать себе шеей в момент подъема — вскидывал ее вверх, облегчая перед. Слева на фотографии не подрыв, а обычный подъем, причем из хороших.
На корде соединяем вперед и вниз и сгибания в боку. |
Не даю коню вкладываться во внутренний повод. |
Я стала учить коня тянуться вперед от ноги — сначала на вольту, а потом и на прямой. На галопе под верхом мы включили сильно выраженное «вперед и вниз», когда я просила коня скакать, держа нос как можно ниже и как можно дальше от себя, при этом подводя зад. Для этого я выбирала безопасные прямые с хорошим грунтом в поле, но со временем конь смог выполнять это упражнение и на плацу, группируясь перед поворотами и потягиваясь вперед на прямых.
Постепенно ушел в прошлое риск не остановить коня вообще, но захотелось еще и в любой момент контролировать скорость галопа, а тормозить легкой командой корпуса. Я стала наблюдать, в каких ситуациях и на каких упражнениях Оззи выгибает спину вверх и группируется так, как мне бы хотелось, чтобы он делал на галопе. Лучше всего ему это удавалось на прыжках, особенно через клавиши с повышением или брусья с повышением, мы также разучили свечки по команде (без команды Оззи их с самого начала лепил в моменты отчаянья) и стали делать разные боковые движения и переходы на быстрые аллюры из них итд. Все, где я видела нужное движение спиной, я поощряла и включала в наши занятия. Со временем Оззи научился и под всадником подниматься в галоп спиной вверх, в лесу сокащаться и тормозиться от корпуса (хотя часто для остановки я просто бросаю повод :) ), и мы стали работать уже над равномерностью захода на препятствие и движения после него, а высота и сложность препятствий выросла. Оззи уже перестало быть нужно потянуться вперед перед тем, как собраться, хотя я все равно люблю включать это упражнение в разминку. У нас появилась шутливая команда «соберись, тряпка!», где я параллельно с произнесением этих слов чуть поднимаю внутренний повод и делаю едва уловимое движение шлюссом. В ответ на это Оззи переносит вес назад и спружинивается подо мной, после чего делает качественные переходы, не ускоряется и в ровном темпе, спокойно заходит на препятствия.
Галоп у Оззи продолжает оставаться четырехтактным — задние ноги скачут галопом, передние бегут рысью. На некоторых фото это выглядит как иноходь, живьем — как иноходь с прискоком :) Хорошо помогает подводить коню зад и в то же время тянуть вперед, это делает галоп более похожим на трехтактный.
В целом Оззи стал отличной прогулочной лошадью, уравновешенной на разных аллюрах. Но его тонкую душевную организацию не изменить, и если он начинает нервничать, в его задних ногах появляется огромный импульс, бросающий его вперед. Невольно он падает на перед и никак не может ни скакать коротким галопом, ни ловко входить в повороты. В эти моменты я все еще не делаю галоп по прямой, а остаюсь на вольту — не потому что боюсь не затормозить, а потому что не хочу провоцировать его на борьбу и еще бОльшие нервы.
Фото: Максим Мазин