Рубрика: Обучение / Научитесь сами
Автор: Пер Ваалер, являющийся десятикратным чемпионом по выездке уровня Гран При в Норвегии, представляющий Норвегию на многих международных чемпионатах и тренирующий выездковых лошадей и всадников от начального уровня до Гран При уже 30 лет. Перевод: Анна Мазина.
Что же приводит к жестокому обращению с лошадьми в процессе их обучения?
Если мы посмотрим на лучших тренеров в мире, признанных мастеров своего дела, мы практически никогда не увидим и не услышим о жестокости в их методах обучения. Это не потому что они добрее всех остальных, менее состоявшихся тренеров, а потому что их знания и опыт дали им выбор из намного большего числа инструментов, вместо того, чтобы прибегать к силе в сложной задаче попыток общения с существом другого вида, которое не понимает нашего языка. Путь силы всегда хуже «правильного» пути, но иногда очень сложно найти «правильную» альтернативу, когда нет требующихся для этого знаний и опыта.
Ранее в моей профессиональной карьере я вспоминаю, что испытывал физический и психологический дискомфорт в ситуациях, когда мне платили за решение проблемы, а я не мог ее решить. Это может обернуться неловкой ситуацией, которая будет постепенно уводить нас все дальше и дальше от наших изначальных намерений: помочь людям и лошадям лучше понять друг друга и, как следствие, построить отношения, благотворные для обоих.
Эмпатия наоборот.
Другая причина проявления агрессии в отношении лошадей — это то, что моя знакомая Эмели Кайсдоттер называет «эмпатией наоборот».
Эмпатия наоборот означает причинение лошади боли равной дискомфорту, который ощущает человек из-за ее действий, реакций или недостаточных стараний. В ситуациях, где мы надеемся и ожидаем определенных результатов, которых не наступает, фрустрация может привести всадника к ощущению, что он получил право причинить лошади такую же или бОльшую боль, чем испытывает он сам.
Такое наказание непонятно лошади и приводит лишь к другим, еще бОльшим проблемам, о чем неопытный тренер или всадник могут не догадываться из-за нехватки знаний. В противном случае они бы никогда не поступили так.
Лучший в выживании.
Лошадь реагирует инстинктивно, и эти реакции нельзя ошибочно принимать за плохое или глупое поведение, потому что в инстинктивных реакциях нет обдумывания. У лошади нет выбора реагировать или нет. Будучи животным, спасающимся бегством, лошадь эволюционировала так, чтобы достичь высот мастерства в самом главном: остаться в живых. Они не могут себе позволить роскошь размышлений перед действием, и если бы они когда-нибудь так делали, они бы вымерли много лет назад.
Я читал об исследовании, в результате которого было установлено, что по сравнению с тем, как мы видим, размышляем и действуем, лошади требуется вдвое меньше времени на то, чтобы увидеть и действовать. (24 миллисекунд для людей, 12 миллисекунд для лошадей). Во многих случаях лошадей называют глупыми или наглыми, хотя их поведение вызвано исключительно их способностью к выживанию. Наказание за природный инстинкт, проявившийся непроизвольно, будет расцениваться как двойное наказание, что наносит прямой ущерб их уверенности в себе.
Даже если сиюминутный результат будет достигнут, чувство уверенности в себе пострадает. Это объясняет почему многие лошади прыгают на тренировках, но на боевом поле отказываются это делать. Такая неуверенность в себе становится особенно очевидной под давлением, и результатом будет исполнение, далекое от идеального. Страх перед выступлениями — это прямой результат неуверенности в своих силах на выступлении и у лошади, и у всадника.
Сделайте простой задачу для своего тренера.
Как родители или владельцы лошади, что мы можем сделать в ситуации, когда общение между всадником и лошадью переходит на повышенные тона, и начинается агрессия?
Иногда можно увидеть неудачные попытки тренера помочь в ситуации, в которой ему еще не хватает знаний и опыта. По этой же причине он еще не на вершине своей профессиональной карьеры, и вы платите ему меньшую цену за его знания. Ситуацию можно разрешить, подойдя к тренеру и сказав, что вам совсем не обязательно идти вперед до конкретного результата, вы просто хотите закончить занятие этичным и позитивным образом и подождать, пока не будет найдено другое решение проблемы. Если это будет сказано так, что у тренера не сложится ощущения, что его обвиняют, он может высоко оценить такое предложение, потому что ни один человек, любящий животных, не хочет причинять им боль или наказывать их.
Наказания или коррекция?
Что такое коррекция и что такое агрессия и наказание? Агрессия — прямое следствие фрустрации из-за незнания лучших методов. В случае коррекции целью является привлечение внимания к заданному вопросу. Если коррекция слишком жесткая, она приведет к страху и напряжению, что разрушительно скажется на процессе обучения. Если она будет слишком слабой, внимания она не привлечет.
Лошади такие же разные, как и мы. Некоторые подпрыгнут, услышав, как вы откашливаетесь, другие отреагируют только если вы хлопнете в ладоши около их ушей! Никогда не должно иметь место причинение страха и напряжения. Часто мы понимаем, почему лошадь «не слышит». Лошадь, переживающая из-за своего рта (из-за боли, которую ей причинял трензель или всадник), будет фокусироваться на нем, в то же время не слыша ногу, не важно насколько всадник будет настойчив. Это поставит перед тренером этическую дилемму, так как фокус все-таки придется сместить на самое важное — импульс, готовность двигаться вперед, вместо негативного фокусирования на трензеле и возможной последующей боли, которую лошадь испытает, если двинется вперед. Это делает приоритет движения вперед иногда слишком маленьким, а иногда слишком частым. Лошадь ставится в ситуацию «сделал — дурак, не сделал — тоже дурак». /Это место в тексте написано не совсем понятно, но, по-видимости, имеется в виду, что в ежедневном обучении не нужно силой коррекции пытаться «перекричать» страх, который испытывает лошадь, тем самым, только увеличивая количество неприятных ощущений, которые она испытает, и усиливая нервозность занятия. Этику нужно ставить выше цели. Прим. перев./
Примечательно, что большинство вспомогательных инструментов обучения, которые продаются в магазинах снаряжения, причиняют дискомфорт лошади и ведут к негативному настрою. Привыкли ли мы к этому настолько, что больше не реагируем на это? Стало ли это культурным феноменом?
Знание о хороших методах обучения и инструментах обучения — сила. Или вам повезет, и вас будет обучать настоящий мастер (Ингрид Климке из тех, кто первым приходит на ум), или стОит держаться своих принципов и прежде всего помнить о том, ради чего вы затеялись с лошадьми. Пусть неприятные моменты будут поводом углубить свои знания! Не позволяйте им вызывать фрустрацию, которая заставит вас идти по пути силы.
Пока не стало слишком поздно.
Сегодня внимание в конном спорте все больше акцентируется на благополучии лошади. Однако на изобличителей обычно сердятся, считая, что они пытаются разрушить спорт, а не спасти лошадь. Это нечестно, так как все дисциплины конного спорта подчиняются общему правилу: «благополучие лошади первостепенно», а не «благополучие лошади первостепенно, но только после того, как я заставлю ее сделать то, что мне нужно».
Я видел экстремальные примеры тренеров, которые заставляли лошадей пиаффировать, пока те не мочились. Только представить себе, каким должен был страх, чтобы обмочиться? Нельзя ли не упрекнуть такого тренера за плохую систему треннинга и стандарты обращения с лошадьми, которые он допускает? Поступить так — наш моральный долг.
Все профессионалы знают, что причины ошибок кроются во всаднике. Бак Браннаман отлично сказал об этом в своем фильме: «Я не помогаю людям с проблемами с лошадьми, я помогаю лошадям с проблемами с людьми». Проблема лишь в том, что людям обычно не нравится, когда им говорят, что они что-то делают неправильно. Тренеры боятся потерять клиента и деньги, если будут пытаться отговаривать неопытного всадника срывать свою обиду на лошади. И наоборот: ученики и владельцы лошадей боятся перечить тренеру, указывая ему на то, где он физически передавливает лошадь ради получения быстрых результатов. Сделайте ситуацию для вашего тренера проще, скажите ему: «Я знаю, что у нас есть проблемы, но мы несем общую ответственность за благополучие нашей лошади». Не позволяйте слепым амбициям разрушать цель. Когда мы признаем свои ошибки, часто бывает уже слишком поздно.