Рубрика: Поведение
В предыдущих двух главах я попытался показать, как лошади используют свой голос для передачи смысла. Но каждому, кто наблюдал за лошадьми, ясно, что лошади также множеством способов используют и жесты: для выражения намерения, для обращения внимания на объект, в качестве предупреждения, и иногда для выражения своего мнения. Лошадь посмотрит налево, если собирается повернуть налево, и направо, если хочет повернуть направо – таким образом она покажет, куда собирается идти. Она поднимет голову, насторожит уши и пристально посмотрит на объект, чтобы обратить на него ваше внимание. Она прижмет уши и приподнимет заднюю ногу, чтобы предупредить вас, что ударит, если вы подойдете ближе. Если вы дадите еду, которая ей не нравится, она наберет полный рот и тут же выплюнет всё обратно, показывая этим, что она думает о такой еде.
Конечно, язык жестов используется не только лошадьми. Все животные, включая человека, используют жесты как составляющую часть общения с себе подобными. Мы получаем информацию о смысле фразы из выражения лица, движений рук, так же, как и из интонации голоса. Слова «я тебя ненавижу, я заставлю тебя страдать» – угрожающие и агрессивные, если использованы в одном контекте, но в другом (если говорятся мужчиной, целующим и ласкающим женщину) – будут означать совершенно иное. Я уже писал, как Корк Бэг, когда он издавал приветственное гугуканье, мог иметь в виду «привет», «хорошо, вот и мой завтрак!» или «иди сюда» – в зависимости от того, теребил ли он в это время куртку моей жены, или пинал туда-сюда свою миску для еды, или же звал подружку с пастбища. Точно так же, если кобыла прижимает уши, визжит и приподнимает ногу для удара, она говорит «если ты не уберешься, я тебе зубов-то поубавлю». Но с другой стороны, если она визжит, брыкается и поднимает хвост поблизости от жеребца, то она в охоте, и всё это имеет совершенно другой смысл. Мы называем это «девчоночьим хихиканьем». Таким образом, ясно, что с добавлением разных жестов одна и та же вокальная нота может означать два совсем разных сообщения: на самом деле, два диаметрально противоположных сообщения, «уходи» и «иди сюда, займемся любовью».
Фактически, язык жестов значительно легче понять, чем вокальную часть сообщений, и для меня всегда было загадкой, почему, за исключением Мича и Ивбанка /Meech and Ewbank/ в их работах над свиньями в Ливерпульском университете, и еще одного-двух, современные исследователи не концентрируются на языке жестов при изучении общения животных. По крайней мере, у лошадей жесты намного упорядоченнее звуков, и намерения лошади легко могут быть поняты по ее жестам. Вдобавок язык жестов одинаков для всех пород, возрастов и полов лошадей – хотя есть пара исключений, типа знаков сексуального характера или жестов, свойственных лишь жеребятам, говорящим «я всего лишь малыш». Жеребенок показывает это при приближении к большей лошади, в благосклонности которой он не уверен – опусканием головы и вытягиванием шеи, как если бы он сосал вымя, приоткрыванием рта, выгибанием губ и сосательными движениями языка. Он делает это, потому как знает, что большая лошадь поймет, что он лишь жеребенок, и не станет бить или кусать его. Это жест общий почти для всех жеребят, хотя вы можете заметить его и у некоторых годовичков, а я однажды видел, как его делал четырехлетний мерин. Язык жестов также часто бывает универсален и для людей, вне зависимости от расы.
Конечно, практически невозможно дать точное определение любому движению, рассматриваемому в отрыве от контекста. Например, если лошадь машет задней ногой, она может иметь в виду «сейчас ударю», или же «нога болит». Энергия движения, ситуация, в которой оно сделано, и звуки, изданные до и после него – всё это служит для передачи смысла. Всякий, кто знает лошадей, несомненно способен легко интерпретировать значения жестов.
Лошадьми используется от семидесяти до восьмидесяти различных жестов. Это зависит от возраста и от пола лошади. Все эти жесты используются как составляющие части сорока семи основных сообщений и пятидесяти четырех под-сообщений, обычно в связке со звуками, особенно когда лошадь пользуется только головой и ушами. Когда лошадь передает сообщение с помощью жестов, она использует свои нос, рот, морду, глаза, уши, голову целиком и шею, свою кожу, хвост, ноги и копыта. Ноги и копыта могут использоваться по отдельности или в паре: то есть, передние ноги могут быть использованы каждая отдельно или вместе, то же касается и задних ног. Дикая лошадь обычно пользуется своими задними ногами только в качестве оборонительного оружия, а передними ногами и зубами в качестве наступательного оружия; хотя для человека, лежащего в больнице со сломанной ногой, будет очень небольшим утешением знать, что лошадь всего лишь защищалась.
В языке жестов есть одна особенность: вам могут встретиться весьма необычные жесты, чаще всего перенятые от других животных. Я уже упоминал нашего одиннадцатилетнего уэльского пони, который большую часть года не был в контакте с другими лошадьми, и ходил в стаде скота; так вот он, когда кобыла мочилась, опускал нос и нюхал ее мочу точно так же, как это делает бык. Это был единственный раз, когда мне встретилась такая привычка у коня, и, без сомнения, он перенял ее у скота, среди которого находился.
Другой пони поджимал одну ногу как молодая собака, и когда я решил отследить этот жест, я обнаружил, что овчарка на ферме, откуда был этот пони, обычно спала в конюшне. Они с пони были большими друзьями, и пони приобрел привычку поджимать ногу, имитируя этим собаку. Забавно, но он делал так лишь на том месте, где помочилась кобыла – но не на том, где мерин.
В лошадином языке жестов голова и шея, конечно, наиболее часто используемые части тела. Для передачи сообщения они могут быть использованы вместе, или же по отдельности. Нос, ноздри и губы чаще всего нужны для выражения симпатии – чтобы приласкать и успокоить жеребенка или другую лошадь, а также в любовной игре – хотя они также могут быть использованы для исследования чего-либо или для привлечения внимания к конкретному объекту. Когда лошадь обнюхивает или вас, или другую лошадь, она с помошью носа показывает свою симпатию к вам. Когда жеребенок напуган, он побежит к своей матери, а она будет обнюхивать его, успокаивая. В сущности, когда одна лошадь обнюхивает другую, это продолжение приветственного жеста, но когда кобыла обнюхивает жеребенка, чтобы его успокоить, она говорит этим «всё в порядке, мама рядом».
Большинство людей, будучи укушенными лошадью, знают лишь, что это больно, и что это им не нравится. Но на самом деле есть четыре совершенно разных типа укусов. В любовной игре рот, зубы и губы используются очень часто, и могут встретиться все четыре типа укусов. Жеребец приближается к кобыле и щипает ее. Кобыла затем махнет головой и укусит его – и манера, в которой она использует свою голову и шею, показывает то, как она воспринимает ухаживания жеребца. Она может повернуть голову и нежно его ущипнуть, или же махнуть головой и цапнуть его, отгоняя. Она может даже ударить его зубами, или вцепиться зубами в кожу и действительно укусить, вполне ясно отказывая ему таким образом. Если намерения жеребца воспринимаются более-менее благосклонно, он начнет щипать и гладить ее бока и круп своими губами, и очень часто бывает так, что он сжимает шею кобылы зубами, на самом деле не кусая. Так что в этой последовательности жеребец щипает кобылу в знак симпатии, и сжимает ее зубами, показывая свою страсть. В ответ кобыла может или нежно ущипнуть жеребца, или цапнуть, или ударить его зубами, или же, в предельном случае, действительно вцепиться в него со злости.
Каждый из этих жестов имеет совершенно разный смысл. Когда кобыла щипает жеребца, она говорит, «дорогой, ну хватит», а когда она прихватывает его зубами, она говорит «уходи и оставь меня в покое». Затем она или ударит его зубами, или на самом деле укусит. Удар зубами встречается чаще. Голова выносится вперед в рывке или в махе, и зубами ударяет другую лошадь. Зубы при этом не смыкаются, и это именно удар, а не укус – хотя его часто путают с укусом, который делается с таким же движением головы и шеи, но при этом зубы смыкаются на противнике. Если они сразу же размыкаются – это лошадь цапнула противника. Но лошадь может вцепиться, сжимая зубы со всей силой, хотя такое бывает редко, обычно только в дикой природе между двумя дерущимися жеребцами. С другой стороны, удар зубами встречается часто, в основном в качестве предупреждения – хотя если предупреждению не внять, лошадь может цапнуть или укусить. Обычно лучше благоразумно прислушаться к предупреждению, так как если лошадь действительно укусит вас, то вы будете серьезно травмированы. Если она ухватит вас за руку – она ее, вероятно, сломает. Если она ухватит вас за плечо, то может поднять вас и встряхнуть (хотя это очень редкий случай, и надо лишь надеяться, что с вами этого никогда не случится).
В отличие от человеческих глаз, разговаривающих на собственном языке, глаза лошади изменяют свое выражение совсем немного. Они лишь показывают, куда именно смотрит лошадь. Но, уши, с другой стороны, почти никогда не использующиеся в человеческом языке жестов, выражают бесчисленное множество значений. Они используются не только отдельно, но и вместе с другими частями тела – для выражения намерений, чтобы обратить внимание на объект или событие, но главным образом для выражения настроения лошади. Большинство людей знают, что если лошадь максимально прижимает уши назад, то она настроена враждебно и предупреждает вас, чтобы вы не приближались.
Когда уши в среднем положении между вертикальным и прижатым – это обычно означает, что лошадь расслаблена, ничего не делает, и ни о чем не беспокоится. Но если уши поставлены в эту позицию, а не просто висят как попало – это означает, что она смотрит на вас назад и, возможно, слушает, что вы ей говорите. Когда я езжу или управляюсь с лошадью, я разговариваю с ней большую часть времени, и лошадь держит свои уши наполовину повернутыми назад, просто следя за интонацией моего голоса. Я всегда говорю, что она ждет от меня мудрых изречений, но на самом деле она просто слушает интонацию голоса. Лошадь также поворачивает уши в стороны, в одну или в другую, обращая внимание на объекты. Она смотрит на объект и одновременно слушает его, возможно проверяя, не издает ли тот враждебные звуки, в то же время следя, не делает ли он враждебных движений. Когда уши лошади навострены на три четверти, это означает «Я не сплю и насторожена, идём!», а если уши полностью насторожены, то лошадь внимательно смотрит на объект, или хочет обратить на него ваше внимание. А когда уши жестко расставлены в стороны, это несомненный признак того, что лошадь собирается устроить на вас покушение. Так же, как и в случае прижатых ушей, это означает враждебность лошади. Если уши прижаты назад, остальное тело может быть наполовину или на три четверти расслаблено, но если они расставлены в стороны, каждый мускул тела будет напряжен. Лошадь может начать козлить, отбивать, свечить, или пытаться вас укусить. Уши могут быть использованы как указатель настроения лошади в 999 случаях из 1000.
Несколько лет назад у нас был уэльский коб, который был просто ментально неуравновешен. Что бы он ни делал, его уши были приятно навострены, как если бы он был покладистой и спокойной лошадью. Но он был наихудшей лошадью, с которой я когда-либо имел дело. Я видел, как он козлил, вставал на свечки, катался по земле, падал на спину, вертелся с козлами, вертелся со свечками, пытался «снять» вас об дерево, или размазать вас по стене, лягался, дрался передними ногами… Но все эти вещи он делал с очаровательным и добрым выражением, как ребенок. Три или четыре человека пытались сломать его, двое из них очень жестоко, а третий сделал его совершенно враждебным к людям. Хотя после того, как он пробыл у меня около трех месяцев, я мог делать с ним что угодно – он всё равно оставался опасным для любого другого человека. Лошади часто козлят от удовольствия, и им нравится это делать, особенно если их хозяевам тоже нравится, когда их лошади играют – в этом случае лошадь будет взбрыкивать с навостренными ушами. Но такое взбрыкивание означает выражение «радости бытия» и не имеет целью высадить вас. Как я уже говорил, старый Корк Бэг обычно козлил под моей женой, пока не рассмешит ее.
Голова и шея используются вместе при составлении жестов для привлечения внимания к объекту, или для выражения намерения пойти в определенном направлении. Когда шея и зубы применяются для удара или укуса, это использование их как угрозы для другой лошади. Ноги, зубы и хвост обычно применяются для выражения враждебных намерений, но надо помнить, что поднятая нога может означать «нога болит», а не только «я сейчас ударю». Различие между предупреждением и явной угрозой обычно выражается резкостью движений, но это зависит от конкретной лошади – так же, как в случае жестких интонаций в человеческом языке. Одна лошадь может поднять свою ногу, махнуть ей, и при этом не иметь в виду ничего особенного; вторая лошадь, делающая то же самое, может выражать этим вполне реальную и явную угрозу; и у вас может быть третья лошадь, которая будет поднимать ногу лишь на десяток сантиметров в качестве предупреждения. Если вы не обратите на это внимания, следующим вашим действием будет собирание своих зубов с пола. Резкость движений лошади или интонация человеческого языка – очень индивидуальны, и нужно знать конкретную личность, чтобы оценить силу сообщения.
Кожа лошади тоже может говорить. Обычно она выражает реакцию; например, если вы трогаете болезненное место, а лошадь вздрагивает и подергивает кожей, она говорит «больно». Иногда лошади будут сами подергивать кожей, чтобы показать вам болезненную часть тела. Мышцы отображают настроение лошади – напряжена она, или расслаблена. Из того, какие именно мышцы напряжены или расслаблены, можно понять, какая часть лошади будет реагировать следующей. Например, напряженные мышцы спины скажут вам, что лошадь собирается взбрыкнуть. Хвост применяется для выражения враждебных намерений, или как признак сексуальной реакции (у кобыл). Или, если он слегка приподнят, это просто означает, что лошадь пробуждена и внимательна – в сущности, лошадь с помощью хвоста говорит «пойдем!». Хвост обычно работает вместе с головой и шеей – если голова поднята, то поднят будет и хвост, а если шея расслаблена, то хвост будет висеть вдоль ягодиц.
Надо иметь в виду, что все эти жесты часто используются вместе с вокальной частью сообщения, которая может быть лишь резким вздохом, или выдохом через ноздри, а может быть и яростным визгом. В отличие от вокального диапазона сообщений, количество жестов мало меняется от лошади к лошади, но в комбинации с голосом и ЭСВ (экстрасенсорным восприятием) количество сообщений, передаваемых жестами, заметно увеличивается.
Один из самых эмоциональных моментов моей жизни случился, когда я был в армии. Я только что приехал из заморской поездки, и когда я вернулся домой, первое, что я сделал – пошел повидаться с лошадьми. Они все паслись на дальнем конце четырехгектарного пастбища, которое было более 500 метров длиной. Я встал около ворот и прокричал «идите сюда, мои хорошие!». Они все посмотрели на меня и со всех ног помчались по пастбищу, ведомые Смелой. Она неслась так быстро, как могла, с высоко поднятой головой, прижатыми назад ушами и открытым ртом. Даже по прошествии восьми лет она всё еще могла отгрызть от вас кусочек, или надавать тумаков передними ногами – но так как я зашел уже слишком далеко на пастбище и смываться было поздно, то я остался на месте. Она подбежала на расстояние около десяти метров и затормозила всеми четырьмя ногами. Затем она сделала два шага вперед и облизала меня с головы до ног. После того, как она это делала в течение почти трех минут, по моим щекам потекли слезы – так что она решила, что нежностей с меня достаточно. Просто чтобы показать мне статус кво, она ухватила меня зубами, подняла над землей и медленно покачала вперед-назад четыре или пять раз, затем опустила на место и потерлась об меня носом. Я никогда не был настолько тронут за всю мою жизнь; это проявление любви было довольно необычным по форме – но это было чудесно.
Другой пример необычного проявления симпатии случился с моим другом. Я продал ему очень милую, тихую и ласковую кобылу. Он знал о лошадях немного, но они с кобылой ладили очень хорошо в течение долгого времени. И вот в один из дней я получил от него отчаянный телефонный звонок. Кобыла страдает от боли, и не мог бы я посмотреть. Я сразу приехал к нему и спросил, в чем дело. Он сказал: “О, она выглядит нормально, пока я не вхожу в денник. Но как только я вхожу и касаюсь ее, она визжит, машет задней ногой и мочится.” Затем он пригласил меня посмотреть. Как только я это увидел – я понял, что случилось. Просто кобыла была в охоте. Она влюбилась в хозяина, как если бы он был жеребцом, и выражала свою симпатию тем единственным способом, о котором знала.
3 глава из книги Генри Блейка «Общение с лошадьми» (Henry Blake «Talking with horses»)
Фотография: Максим Мазин