Рубрика: Обучение / Научитесь сами
Все те годы, что я училась ездить верхом, я совершала много ошибок. Честно сказать, это у людей в крови — сосредотачиваться на том, что получается плохо, мне казалось, что поражений у меня больше, чем побед. Мои инструктора продолжали говорить: «Нет, вот так…» в попытке научить меня, и как бы аккуратно они это ни говорили, какими хорошими бы ни были их намерения, я все равно считала себя безнадежной… У меня никогда не получится…
Несколько лет назад в Австралии я посещала курсы под названием «Учись учиться», которые вела замечательная женщина Стефани Бернс. Я сделала для себя потрясающие открытия по части моральной, эмоциональной и физической составляющих обучения, а также что нужно сделать учителю, чтобы процесс обучения резко пошел в гору. После курсов «Учись учиться» я решила записаться на ее же курсы «Учись учить». Насколько же это открыло мне глаза!
Одним из упражнений, которые мы выполняли, было понять разницу между обучением, вдающимся в детали, и обучением, использующим «общую картину». Мы разделились по парам и сели спиной к спине. Каждый из нас должен был нарисовать картинку — какой-то один предмет, любой. После этого мы должны были сделать так, чтобы другой повторил наш рисунок, причем сделать это нужно было двумя путями. Первый человек должен был давать очень подробные инструкции, а второй наоборот — обрисовать общий вид картинки, а потом уточнить некоторые детали. Я была в роли «второго» человека, поэтому то, что я говорила, звучало примерно так:
«Это большое животное, смотрит направо. Нарисуй голову, скорее длинную, сужающуюся к носу. Два коротких острых уха, направленных вверх. Длинную шею со средней длины гривой, начинающейся у верхней линии шеи, бочкообразное тело, длинный хвост, четыре ноги с копытами, все стоят прямо. На задних ногах есть сгиб, что-то типа локтя, согнуты они назад на уровне, где могло бы быть колено». Инструкции давались в тот момент, когда моя партнерша была готова рисовать следующий элемент.
Что она нарисовала? Конечно же лошадь! Выглядела ли она в точности, как моя? Ну, не совсем, но это определенно была лошадь. Вся процедура заняла меньше 10 минут, и нам было очень весело. Моя партнерша сказала, что следовать инструкциям было легко.
Следующей должна была давать инструкции моя партнерша, стараясь как можно точнее описать детали: «Из точки ровно посередине листа нарисуй прямую линию на 8,5 см вверх. Теперь нарисуй линию по диагонали направо-вниз, до одной прямой с отправной точкой, на 4 см правее нее. Так, теперь найди точку приблизительно на 10 см левее отправной точки и на 5 см ниже…» И далее по тексту! Имелся в виду кораблик, но я не поняла этого, пока не нарисовала больше половины. Это было нудно, я совершенно не представляла себе конечной цели, и я даже почувствовала себя бездумной марионеткой. Времени это заняло много, а удовольствия я не получила никакого! Тем не менее, моя лодка выглядела очень похоже на лодку моей партнерши.
Какое замечательное упражнение! Целью было показать нам один за другим два противоположных стиля обучения, дать понять, что один из них хоть и дает более точный результат, но делает это ценой эмоционального и морального напряжения ученика. Зато при использовании подхода «общей картины», у ученика повышалась мотивация, ему было интереснее, легче и он не беспокоился о деталях и том, как бы не совершить ошибки. А еще он представлял себе, к чему движется, поэтому больше доверял. Когда понятна общая картина, потом можно заняться и оттачиванием деталей.
Я потратила больше семнадцати лет, обучая взрослых. Я начала с преподавания профессиональной кожной терапии, потом было поведение потребителей, а три года назад — Пареллиевская система обучения. Что больше всего забавляло меня в процессе обучения — насколько люди поначалу боятся совершить ошибку. Все мы проходили через систему обучения, где ругают за ошибки при товарищах, перед которыми вы чувствуете себя в дураках, поэтому мы быстро научаемся сидеть тихо вместо того, чтобы проявлять инициативу, предлагая варианты ответа, так как боимся выглядеть глупо или смешно.
В результате посещения курсов Стефани Бернс и Роберта Кийосаке (автора книги «Если вы хотите быть богатым и счастливым, не ходите в школу») я поняла, что чтобы люди смогли нормально учиться, должны произойти две вещи: они должны чувствовать поддержку и защищенность, не бояться критики; и они должны чувствовать воодушевление внутри.
Фотография на сайте www.parelli.com
Оригинальный текст на сайте www.parelli.com