Рубрика: Гимнастика
На фотографиях в этой статье Динамико XII — импортированный андалузский жеребец. Отец: Салинеро XV от Энохадо II. Мать: Динамика IX от Селесто. 2000 г.р. 165 см в/х.
1. Одна рука на затылке, другая на переносье. Изучающие пальцы. Что вы чувствуете? Ваша лошадь зажатая или мягкая? Она спокойно вздыхает или пытается отделаться от ваших пальцев? 2. Правая рука на затылке, левая рука обхватывает первый шейный позвонок. Обратите внимание на спокойный взгляд и слушающее ухо Динамико. 3. Проверяем жевательную мышцу или щеку (правая рука). Эта мышца должна быть на ощупь мягкой и наполненной, не пустой и жесткой. Лошади должно нравиться ощущение вашей руки на ее морде. 4. Я определяю напряжение области жевательного мускула/щеки, трогая и поглаживая эти мышцы вдоль. Динамико это не беспокоит, его рот расслаблен. 5. Прошу Динамико слегка сдать в челюсти направо, никакого сопротивления. 6. Сгибаю его в затылке направо и налево, мягко направляя его голову. Руки на челюсти и переносье. Это помогает проверить подвижность затылка. Я обращаю внимание на любые различия в подвижности влево и вправо. 7. Динамико показывает, что он может согнуться в затылке и челюсти со свободной и расслабленной нижней челюстью. В его височно-нижнечелюстном суставе нет напряжения. 8. Я продолжаю сгибать и замечаю, что Динамико может согнуться, не перенося вес тела для балансирования. Я оцениваю его гибкость и баланс. Сгибание должно быть мягким и плавным, без напряжения или сопротивления. 9. Я прошу Динамико опустить и вытянуть шею и голову. Я проверяю его общий баланс и состояние мышц. Он мягко сбалансирован. 10. Я осматриваю Динамико со спины и ищу разницу в мышечной массе и костных структурах между левой и правой сторонами. Я проверяю ровность его позвоночника и состояние его спины. Я могу слегка покачать Динамико, чтобы проверить его баланс и рефлексы. |
Авторы: Маноло Мендес, специалист по работе в руках и классической выездке, и писательница Каролин Ларроуил, перевод: Анна Мазина.
Как я часто подчеркиваю на своих уроках, нельзя работать лошадь так, словно она разделена на три разных, не связанных между собой части. К несчастью для лошадей, я вижу слишком многих всадников, кто в своей езде фокусируется или на шее, или на спине, или на задних ногах, вместо того, чтобы ехать на всей лошади целиком. Это вызывает напряжение и блоки в лошадях, отлично работающих ногами, но не спиной, и со временем у них могут развиться как незначительные, так и несовместимые с дальнейшей карьерой проблемы мягких тканей или скелета, такие как ранние артриты в основных суставах, например, в височно-нижнечелюстном суставе, проблемы в затылке, холке, шее, крестце, коленях и скакательных суставах; закрепощения и разрывы мышц, таких как бицепс, грудные мышцы, мышцы на ребрах, длиннейшие мышцы спины, мышцы в пояснице, на крупе и по задней поверхности бедра, наряду с проблемами связок и сухожилий. Все эти проблемы обычно сопровождаются поведенческими проблемами, такими как нежелание двигаться вперед, разносами, «козлами», замыканием, агрессивным поведением или денниковыми вредными привычками.
В то время как я не считаю правильным тренинг, сфокусированный на развитии какой-то одной части тела лошади, тело может многое рассказать о том, как на нем ездят верхом и обращаются с ним, если мы внимательно изучим его визуально и на ощупь.
Лошадям пойдет на пользу такая небольшая проверка затылка и первого шейного позвонка. То, каковы мышцы на ощупь, а также реакция лошади могут много рассказать о болезненности и напряжении в ее теле и сознании.
С каждой новой лошадью, с которой я сталкиваюсь, я начинаю с наблюдения за ее телом когда она стоит и когда она движется. Даже просто глядя на нее я могу понять многое о том, что она чувствует внутри, как она будет двигаться, и почему будет испытывать трудности при попытке согнуться, потянуться или собраться. Ее мышечная картинка, то, как она стоит, какую позу принимает и как распределяет баланс подсказывают мне как мне следует с ней работать.
Всадники часто спрашивают меня, откуда я так много знаю об их лошади, еще до того, как они начнут рассказывать мне о своих трудностях с ней. Я объясняю, что если мы внимательно понаблюдаем и присмотримся к нашим лошадям, все будет понятно по форме линии верха и линии низа, по тому, какова шерсть на ощупь, куда направлен рост шерсти, насколько наполненные и мягкие мышцы в тех местах, где они должны такими быть, или же они вогнутые и напряженные. Я показываю, в каких местах мышцы, которые должны быть невыраженными, вместо этого очень развиты, воспалены и подчеркнуты, а также выявляю незначительную асимметрию между левой и правой стороной лошади. Таким образом, я объясняю, что тело лошади можно читать как карту, где каждая деталь рассказывает о том, как лошади работали до этого.
Ниже я приведу некоторые моменты, на которые я обращаю внимание, объясню, что я ищу, и что считаю хорошим, а что нет. Объясню, что я имею в виду под «линией верха» и «линией низа». Линией верха я называю все мышцы и части скелета, находящиеся выше позвоночника, а также мышцы задней поверхности бедра и мышцы стенки брюшной полости, потому что согласно моему виденью лошади, линия верха — это единая длинная цепочка мышц, переходящих одни в другие, которая начинается сразу за ушами и идет вдоль шеи, холки, по спине и крупу и спускается вниз к скакательным суставам. Я обращаю внимание также на линию низа, потому что невозможно анализировать как функционирует линия верха, не глядя также и на основание шеи, на мышцы, идущие от головы к плечу, на грудные мышцы, мышцы пресса и подвздошно-поясничную мышцу. Видите ли, лошадь действительно представляет собой единое целое, и даже в рамках данной статьи невозможно рассматривать ее по частям.
Понаблюдав за лошадью, я прошу всадника немного на ней поездить, но мой анализ будет более тщательным, если мне приведут лошадь без седла и уздечки, только в недоуздке. В этом случае я смогу не только посмотреть на лошадь и пощупать ее, но также смогу подтвердить свои догадки, проверив ее эластичность, раскрепощенность, способность гнуться и мягкость, попросив совершить очень простые действия. Это дает мне представление о том, как она ощущает себя в своем теле.
Например, когда я осматриваю морду лошади, ее затылок и шею, я слежу за ее выражением, боится она или ей приятно, отключается или испытывает любопытство, злится или ведет себя нетерпеливо. Я обращаю внимание на морщинки вокруг ее ноздрей и то, насколько поджаты или расслаблены губы. Я проверяю область под капсулем и смотрю, есть ли отпечаток на мягких тканях, не потеряла ли пигментацию шерсть и не ощущается ли шершавой. Я ощупываю щеки лошади — насколько они мясистые или сухие и плоские. Подняв челку, я осматриваю две маленькие круглые мышцы на лбу над тем местом, где бывает звездочка. Равномерно ли развиты эти мышцы? Если нет, то спрашиваю владельца, нет ли у лошади проблем с зубами, или жду, когда всадник поедет на лошади верхом — возможно, я замечу, что он цепляется за один из поводьев, из-за чего лошадь активнее отжевывает или больше сопротивляется с этой стороны тела. Скорее всего, я увижу сухие и сокращенные мышцы, возможно даже укороченный вынос ноги с этой стороны, а также трудности со сгибанием в другую сторону. Возможно, я увижу, что лошадь настолько несбалансирована, что использует свою шею как балансир, из-за чего шея выставляется наружу, в то время как тело выгибается внутрь. Эти двигательные паттерны нужно расшифровать и аккуратно восстановить осанку лошади. Попытка силой добиться правильной осанки от лошади, которая долгое время несла себя неправильно, может превратиться в катастрофу; нужно продвигаться аккуратно и без применения силы.
При осмотре я руками аккуратно качаю голову лошади жестами «нет» и «да», чтобы выявить мышечные или скелетные закрепощения в затылке, после чего прошу лошадь вытянуть шею вперед, вниз и от себя. Иногда я встречаю лошадей, кто потерял способность вытягивать шею с отпущенным подбородным ремнем, «шарниры» в затылке и способность тянуться в холке блокировались из-за тренинга, предполагающего закручивание головы и шеи и помещение носа сильно за вертикаль.
Всадник будет жаловаться, что лошадь не подводит зад. Она не может спружинить тело, потому что уже не может потянуться через линию верха и равномерно согнуть все суставы задних ног, достаточно глубоко, чтобы опустить круп и позволить передней части сделаться легче и подняться. Почему? Потому что шея была укорочена и так напряжена, что не может вписаться в арку, которую должно образовывать все тело при сборе.
По мере того, как лошадь продвигается в обучении, если ее тренируют правильно, должно создаваться ощущение, что лошади становится все больше перед всадником, чем позади его, потому что суставы задних ног будут сгибаться, и ноги будут глубоко подводиться под корпус, в то время как шея лошади поднимется перед седлом. Сейчас мы видим много лошадей уровня Гран При, выглядящих коротко перед седлом и длинно позади. Это нельзя назвать правильным тренингом.
Я смотрю насколько одинаковы мышцы по обе стороны шеи, на расстоянии ладони от ушей, какие они — выпирающие и крепкие или жилистые и сухие. Я проверяю насколько они горячие или холодные, пытается ли лошадь избежать моего прикосновения или игнорирует, а может быть наоборот подставляется под мою руку со вздохом облегчения. Также я проверяю расширяется ли шея от затылка к основанию или же наоборот, «места для похлопывания» по обе стороны шеи вогнуты, а шея Уже у основания и шире на затылке, позади ушей. В последнем случае я понимаю, что на этой лошади ездили, не позволяя ей находить собственный баланс, и держали ее в жесткой и сдерживающей рамке преимущественно работая рукой на себя. От всадника я услышу жалобы на то, что такая лошадь не сотрудничает и что у нее жесткий рот. Она будет неэластичной в теле, потому что таким образом мышцы развиваются, когда лошадь зажимает затылок или когда ее рот туго затянут капсулем, и во время езды шея имеет излом между 2 и 3 шейными позвонками, челюсть приближена к нижней части шеи, а нос находится за вертикалью. Когда я дотрагиваюсь до длинных мышц, идущих от головы до плеча по боковой стороне шеи, и до мышц, идущих от головы до груди, я очень часто обнаруживаю там болезненность, а иногда шея лошади выглядит похожей на оленью, потому что эти мышцы чрезмерно развиты по сравнению со слаборазвитой и ослабленной линией верха.
В целом, если я встречаю лошадь с чрезмерно развитыми мышцами в нижней части шеи и тонкими, жилистыми, сухими мышцами по верху, я понимаю, что у этой лошади будут проблемы с балансом, потому что ей не позволяют искать и находить собственный независимый баланс, заступать задней ногой под корпус и принимать железо и она будет неспособна собраться. Будет ощущение, что энергия идет через ее тело и останавливается в холке, не попадая в шею. У такой лошади также могут быть вогнуты участки за плечами вместо эластичного фартука мышц, соединяющих плечо со спиной и задней частью лошади.
Часто такие лошади выглядят странно, потому что у них большое тело и либо похожие на карандаш шеи, либо наоборот, очень толстые шеи, выглядящие слабыми и вогнутыми спины, выпирающий крестец, слаборазвитые задние ноги и круп с углами, как у горнолыжного склона, вместо округлых и эластичных мышц. Так как не было приложено усилий для развития горизонтальной эластичности лошади, если это началось как особенность строения, то вскоре это усугубится из-за тренинга, закрепощающего тело вместо того, чтобы делать его более расслабленным и свободным с каждым занятием. Я могу это увидеть по мышцам спины — тем, что идут от холки к крупу и окаймляют позвоночник с обеих сторон. Если я вижу лошадь с выпирающим позвоночником и идущими от него под крутым углом скосами к ребрам, чьи мышцы настолько плоские, что я едва их могу разглядеть, а на ощупь жесткие как дерево, я могу судить, что эта лошадь закрепостилась в движении, и захочу проверить седло и манеру езды. Такие мышцы, находящиеся на спине или в другом месте тела говорят мне о том, что на лошади ездят неэластично, что всадник не знает, что мышцам требуется ритмично напрягаться и расслабляться для хорошего развития. Мышцы могут сжиматься, но сами по себе не могут вытягиваться, поэтому линия верха может вытянуться, когда сокращается линия низа и наоборот. Если всадник удерживает голову и шею лошади притянутыми, одновременно впихивая задние ноги под лошадь в попытке поднять ей спину и обмускулить линию верха, все, что он добьется — это что лошадь научится бежать одними ногами, а не так, как это желательно: двигаться через спину. Мышцы спины развиваются надлежащим образом, когда мы едем на всей лошади целиком в хорошей осанке и с правильным ритмом, и это все, что им нужно.
Чрезмерное округление разрушает эластичность в линии верха, как и любое фиксированное и гипер-согнутое положение — в предыдущих статьях я проводил аналогию с луком и тетивой, чтобы объяснить почему. Если вы будете держать деревянный лук постоянно согнутым тетивой, достаточно скоро он перестанет стрелять далеко, потому что дерево выгнется по форме этой кривой. Если же отпускать тетиву после каждой сессии, лук сохранит свою эластичность и будет стрелять намного дальше, потому что лучник сможет сильнее его сгибать и посылать стрелу с большей энергией.
11. Один из способов побудить вашу лошадь двигаться с хорошей осанкой — это попросить ее поднять спину. Вы можете ежедневно практиковаться в этом, когда лошадь спокойно стоит. Мне нравится класть левую руку на круп, чтобы почувствовать ответ мышц, в то время как правой рукой я прошу его поднять спину.
12. Динамико поднял спину. Его шея вытягивается от себя, а его таз слегка подбирается под него, показывая хорошую мобильность.
13. Когда он поднимет спину, я проверяю ровность его шеи и холки, а также мышечный тонус и эластичность глубоких грудных мышц (deep cranial pectoral muscles). Они должны быть мягкими, податливыми, моя рука должна тонуть в них.
14. Я расставил Динамико по-другому, чтобы показать, что мы НЕ ХОТЕЛИ БЫ увидеть, так как это нездорово для лошади: проваленная спина и отставленные задние ноги.
15. Я исследую его тело, проверяя насколько мышцы мягкие, податливые и наполненные кровью. Никакая часть тела не должна быть на ощупь как железобетон. Мышцы должны быть эластичными на ощупь. Задние ноги лошади присоединены к шее и спине. Какова ваша лошадь на ощупь? 16. Проверяю грудные мышцы Динамико. Ищу зажимы, сравниваю две грудные мышцы по размеру и однородности. Отслеживаю, испытывает ли Динамико тревогу или болезненность. 17. Проверяю подвижность передних и задних ног Динамико, отслеживая зажимы и болезненность, сравниваю способность сгибаться у парных ног. 18. На корде я смотрю на мягкость в области первого шейного позвонка и затылка и на то, насколько горло мягкое и подвижное. Мягкая рысь говорит мне о том, что Динамико работает без сопротивления. 19. Смотрю, показывает ли лошадь правильное сгибание на кругу. 20. Динамико показывает НЕПРАВИЛЬНОЕ, искривленное сгибание на кругу. Обратите внимание, что голова находится не по центру груди. 21. Отмечаю, есть ли моменты подвисания на галопе, где Динамико очевидно пользуется спиной, демонстрирует мягкость и несет себя сам. 22. Пример того, что я НЕ ХОЧУ ВИДЕТЬ: Динамико двигается неправильно, высоко держит шею, спина прогнута и напряжена, в результате чего вынос задних ног очень мал. Это нездорОво и нежелательно. |
И хотя аналогия с луком хорошо объясняет важность гибкости и то, насколько лучше она позволяет приспосабливаться и передавать энергию, мы, конечно же, должны помнить, что лошадь — это не лук. Лучник может не ослаблять тетиву часами, в то время как лошадиному телу требуется снятие давления натянутой «тетивы» после всего нескольких темпов в сборе, после упражнения или движения, для которого потребовалось сильнее подобраться и лучше себя нести. Это особенно актуально, когда вы только начинаете обучать лошадь сбору. Если мы хотим, чтобы наша езда добавляла лошади здоровья, мы должны побудить ее двигаться эластично, то есть с длинной шеей и легкой аркой от затылка до скакательных суставов после сбора любого уровня.
Лошадь будет работать с удовольствием, когда она уверена, что всадник будет обращаться с ней честно и просить понемногу за раз. Довольная лошадь спокойна и расслаблена, ее мышцы свободные и мягкие, а ее тело готово принять те очертания и форму, которые попросит всадник.
Прежде чем осматривать линию верха, линию низа и тело лошади, мы должны всегда помнить, что лошадь — это индивидуальность со своим образом мысли, темпераментом и определенным опытом и воспоминаниями, о чем мы должны помнить и что должны уважать. Только когда мы хорошо знаем нашу лошадь с моральной и физической стороны, мы можем надеяться, что сможем наилучшим образом ее развить, приспосабливая тренинг к ее конкретным потребностям.
Глядя на заднюю часть лошади, особенно на круп, я смотрю на репицу хвоста. Начинается ли она ниже маклоков? Как лошадь стоит? Распределяет ли она вес равномерно на 4 ноги, отставлены ли ее ноги из-под корпуса в попытке сжать спину или ее задние ноги подставлены глубоко под корпус в попытке выгнуть спину, разжать позвоночник и потянуть мышцы? Равномерно ли наклонен круп с обеих сторон, если посмотреть сзади? Если поставить лошадь по квадрату и положить руки на ее маклоки, будет ли ощущаться, что один из них ушел вперед, назад, вниз или вверх по сравнению с другим? Если я проверю диагональное плечо, что я обнаружу? Будет ли оно развито больше или меньше другого?
Нахождение этих отметок расскажет мне лучше самого всадника о том, что лошадь искривлена, а аллюры не чисты. Чистота аллюров достигается только развитием выпрямленной лошади. Прямолинейность — это неотъемлемая часть каждой тренировки. Чтобы лошадь была выпрямленной, обе ее половины должны быть симметричны и одинаковы. Мышцы с обеих сторон должны быть развиты одинаково и иметь одинаковые тонус, эластичность и силу, потому что именно мышцы поддерживают то или иное выравнивание скелета. Именно поэтому выездка называется гимнастицированием лошади и нацелена на оздоровление ее организма с помощью верховой работы, на то, чтобы развить ее тело и сделать его сильным и гибким, чтобы лошади могли прожить долгую жизнь рядом с нами. Наша езда не должна становиться причиной боли и хромоты, сокращая их полезный срок службы и омрачая их общение с нами.
Я беру в руки хвост. Прижат ли он? Могу ли я одинаково отвести его влево и вправо, или он слегка смещен в какую-то сторону? Если я слегка потяну за него, держа его за основание, есть ли ощущение, что он прочно прикреплен к остальной части позвоночника или он по ощущению слабый? Наклоняет ли лошадь шею и тянет ли вперед, пытаясь потянуть весь позвоночник от хвоста, который я держу? Или же она вскидывает голову, прогибает спину и приседает на задние ноги, стараясь избежать малейшего шевеления в своей спине? Какую информацию я могу из этого извлечь?
Я аккуратно спускаюсь пальцами под живот лошади и прошу ее поднять спину. Я позволяю и даже побуждаю ее потянуться шеей вперед, вниз и от себя, и обращаю внимание на то, насколько она может изогнуть линию верха и где есть закрепощения. Иногда если всадник едет на лошади, не понимая насколько ограничивание и скручивание шеи влияет на всю лошадь, я прошу лошадь поднять спину со всадником в седле. Таким образом они могут прочувствовать, как ощущается прогнутая спина и где она должна быть. Не прося полное вытяжение, а просто поднимая спину в положение, куда сместились бы раскрепощенная спина и ребра, если бы всадник не заключал спину лошади в тугие, неправильно развитые мышцы.
Другой способ, которым я показываю это — кладу бамбуковую палку на холку и круп и прошу лошадь поднять спину, чтобы всадник увидел, как выглядит настоящая линия верха лошади, когда пространство между холкой и крупом заполнится.
Визуализация разницы между здоровой и крепкой линией верха и продавленной вниз неправильным треннингом — эффективный способ показать всаднику насколько треннинг может влиять на то, что мы иногда рассматриваем как ограничения строения. Видя это, всадники могут захотеть совершенствоваться, повышать свой уровень езды.
Линия верха получает так много внимания, потому что она несет всадника и показывает арку шеи лошади, ее благородную голову, мощь зада и выразительный хвост, но мы должны учиться внимательно читать тело наших лошадей и понимать, что не важно, насколько блистательно выглядит лошадь, переломленная между 2 и 3 позвонками шея, напряженная спина, неразвитая задняя часть, неспособность выполнить движения в одинаковой степени налево и направо, проблемы со сбором и сгибанием берутся не из воздуха и отражают проблемы с треннингом, которые уже повлияли или в дальнейшем повлияют на благополучие лошади. Каждую минуту, что мы проводим в седле, мы направляем лошадь к лучшему или к худшему, и мы должны понимать, что их тело как глина, оно выглядит в точности таким, каким его вылепил гончар.
Если гончар опытен и аккуратен, его кувшины получатся ровными, сбалансированными и прослужат долгое время, а если гончар неопытен или спешит, его горшки получатся кривобокими, с более тонкими участками на стенках, т.е. это будет более слабый продукт плохого качества, который будет трескаться и ломаться в использовании.
Глазу нужно привыкнуть, чтобы научиться видеть это, тело лошади рассказывает всю историю тренинга. Тело может рассказать, использовались ли скользящие поводья, о том, могла ли лошадь держать контакт, просили ли ее двигаться вперед, в то же время блокируя, и ездили ли на ней в молодом возрасте с высоким положением шеи, как у лошади ФЕИ, не давая ей возможности балансировать шеей, нащупывая свой независимый баланс.
Тело может также показать, была ли упущена базовая подготовка, лишая перспективную молодую лошадь возможности стать развитым атлетом. Те же характеристики тела могут рассказать, было ли обучение последовательным и бережным, нашла ли молодая лошадь свой независимый баланс самостоятельно, и разбавлялась ли более сложная работа паузами для отдыха. Тело рассказывает о том, работалась ли лошадь в напряжении, или же всадник заботился о том, чтобы лошадь была спокойна и внимательна.
Обращая внимание только на эстетику вроде того, насколько выгнута шея, насколько активны ноги или насколько элегантно смотрится всадник, мы упускаем или недооцениваем другие важные моменты, например, открытый рот, обильную пену, вращающиеся вытаращенные глаза или затрудненное дыхание. Все это способ лошади передать, что она испытывает стресс. Считая, что залитая пОтом лошадь, находящаяся на грани взрыва — это правильно, мы оправдываем носы за вертикалью, подволакиваемые скакательные суставы и отсутствие сгибания при прохождении углов.
Мы должны помнить, что мы стараемся развить гармонию, а гармония никогда не выглядит как страх, напряжение и взрывоопасность. Гармонично развитая лошадь равномерна и симметрична, ее мышцы длинные и полные, наполненные хорошим кровотоком и кислородом, ноги двигаются свободно с хорошим захватом пространства, а шерсть имеет естественный блеск, мягкая и приятно пахнущая.
Когда лошадь потеет, пот должен выступать по всей шее, животу, задним ногам, а не только участками на плечах или между задними ногами, пот должен покрывать поверхность мышц как влажный туман. Лошадь не должна быть вымокшей с головы до пят, оставаясь в соляных разводах и пене. После работы все тело должно быть теплым на ощупь, не должно быть холодных участков, которые означали бы, что лошадь работала неправильно, используя не все свое тело.
Наблюдая за своей лошадью, трогая и ощупывая ее, мы быстро поймем, что теория верховой езды ничего не стоит без понимания анатомии. Без понимания того, как здоровая лошадь ВЫГЛЯДИТ и ОЩУЩАЕТСЯ, мы не имеем никаких конкретных способов оценить качество нашего тренинга. Без понимания тела лошади, как можем мы работать над улучшением выпрямленности, баланса, сгибания и импульса? Я замечаю, что когда всадники узнают обо всем, о чем может рассказать тело их лошади, исключая небольшой момент огорчения, если лошадь не в порядке, как правило, они испытывают большое облегчение. Теперь они понимают что к чему, у них есть карта, и теперь они могут начать ездить грамотно и со смыслом.
Все, что требуется — это желание учиться.
23. Работа в руках с правильным сгибанием вправо, задние ноги следуют за передними, а корпус мягко изогнут. |
24. Наконец… Динамико демонстрирует правильную выпрямленность в повороте. Обратите внимание, как задние ноги следуют за тем, куда ставятся передние. |
Текст и фотографии взяты с сайта www.manolomendezdressage.com