Рубрика: Обучение / Научитесь сами
Автор: Анна Мазина.
Как приятно наблюдать за работой настоящих профессионалов, когда кажется, что лошадь слушается мыслей человека, настолько незаметны глазу команды! Завораживает либерти, когда без веревок лошадь остается с человеком и выполняет его пожелания. Но что стоит за этим? Как такое взаимопонимание было достигнуто? Лошадь слушается человека, потому что знает, что за сопротивление ее накажут? Или же лошадь уверена, что никакое ее действие не вызовет ответную агрессию, и поэтому безгранично доверяет человеку и слушается его?
Вопрос тех, кого привлекают мягкие методы обучения лошадей, обычно звучит так: запрещает ли НХ бить лошадей? Насколько жесткие воздействия допустимы? Ведь ситуации могут складываться самые разные. Можно ли крикнуть на лошадь? Можно ли ударить ее, не предав этим ее доверия?
Строго говоря, НХ (Natural Horsemanship) — это термин Пата Парелли, так он называет свою систему обучения лошадей. Парелли допускает усиление команды до такой степени, что она становится ударом. Например, если лошадь проигнорировала жест, касание и несколько других ступеней усиления давления. Если команда проигнорирована, она усиливается до той громкости, на которой лошадь ее услышит.
Если же мы берем НХ в широком смысле, как обозначение направления мягких методов обучения лошадей, где в первую очередь идет работа над построением взаимоотношений, и только потом на это надстраивается физкультура для тела, то ответ неоднозначен. Среди тех тренеров, чьи методы работы можно назвать мягкими, есть работающие более жестко и более мягко. Есть те, кто считает, что за опасное поведение лошадь нужно ударить, например, если лошадь отмахивает в сторону человека задней ногой. Есть те, кто склонен больше входить в положение лошади и искать объяснения любым ее поступкам, и кто считает, что агрессия порождает агрессию, поэтому мы должны начать с себя и первыми перестать проявлять агрессию в отношении лошади, а опасных ситуаций просто учиться избегать.
На сайте Старый Друг собраны статьи разных тренеров, представлены разные точки зрения на проблемы и конфликтные ситуации, чтобы каждый мог сам выбрать, что ему ближе. Если кому-то проще заниматься с лошадью, придерживаясь определенной идеологии, разрешающей и запрещающей какие-то действия в отношении лошади, то лучше всего — выбрать статьи одного тренера и руководствоваться его принципами. Это сузит многообразие приемов обучения до набора «правильных». В какой-то степени так может быть проще — просто копировать приемы какого-то одного человека, достигшего высот в обучении лошадей.
В целом же сайт задумывался не как сужение выбора вариантов, а наоборот, как его расширение. Часто люди прибегают к крикам и битью тогда, когда у них заканчиваются варианты мирного решения конфликтов. Сопротивление лошади непонятно, кажется, что надо просто скомандовать громче, а там недалеко до раздражения и агрессии. Хочется, чтобы лошадь просто послушалась наших команд, мы же не просим «ничего такого»! Возможно, если заставить ее слушаться, она потом сама поймет и согласится, что ей так лучше? Или же это нам самим нужно понять, что сопротивление не бывает просто так, что пытаясь переть напролом и заставлять, мы сами оказываемся слепы и глухи к обратной связи от лошади, не замечая, что ей мешает выполнять наши команды? Где граница между настойчивостью, последовательностью в требованиях и упертостью? Именно поэтому на нашем сайте собраны разные точки зрения, дополнительные варианты, которые могли не прийти в голову, но , возможно, как раз объясняющие сопротивление лошади. В результате станет возможным разрешить конфликт красиво, укрепив доверие и сотрудничество, и вопрос «бить или не бить?» просто не возникнет, потому что бить будет незачем.
Но все-таки… можно или нельзя?
Некоторые ответят, что однозначно нельзя. Вот они никогда не бьют лошадей и не повышают на них голос, поэтому лошади им доверяют. А слушаются ли их лошади? К чему приводит такой стиль обучения? Возможно, эти люди размещают в интернете короткие видео и фотографии, подтверждающие отношения доверия и сотрудничества. Но прежде, чем начинать следовать их принципам, стоит понаблюдать за их бытовым общением со своими лошадьми. Сотрудничают ли лошади всегда или только в хорошие моменты, когда им это интересно? НХ направлено прежде всего на облегчение жизни в быту, на создание базы для обучения более сложным вещам. Насколько эти лошади простые в быту для своего хозяина и для других людей? Насколько их легко вести в поводу, чистить, делать ветеринарные процедуры, расчищать копыта? Возникают ли ситуации, когда владелец оказывается на грани получения травмы из-за того, что не дал отпор лошади более сильным воздействием, или лошадь настолько вежлива, что никогда не ставит человека в такие ситуации? Другими словами, есть ли в отношениях взаимопонимание или только бесконечное понимание со стороны человека? Часто ли ему приходится усиливать команды или соглашаться с тем, что его не слышат — зато он может гордиться, что не повысил голос и не ударил?
Другая крайность — есть те, кто считает, что время от времени лошадь проверяет границы, и приходится ее наказывать, или как говорит Клинтон Андерсон, «нужно быть настолько мягкими, насколько это возможно, и настолько жесткими, насколько это необходимо». Опять же, стоит присмотреться к результатам тех, кто так говорит. Каково их общение с лошадьми? Приходится ли им постоянно прибегать к громким сигналам и наказаниям, или это все осталось в прошлом, на этапе притирки друг к другу, а сейчас общение складывается вежливо и позитивно?
Резюмируя вышесказанное, мягкими могут называться методы обучения, где в целом общение строится на взаимопонимании и доверии, где и лошадь, и человек умеют подавать легкие сигналы и слышать их, где кричать и драться просто не возникает необходимости, потому что и так хорошо слышно. А как поступать в экстренных случаях, когда требуется быстро блокировать опасное действие или преодолеть упорное игнорирование команд — ответ на этот вопрос следует искать или на основе здравого смысла, или в статьях и видео конкретных тренеров. Правильный ли ответ найден, можно оценить по тому, насколько часто возникают экстренные ситуации и насколько часто лошадь игнорирует команды. Каков бы ни был характер лошади, если обучение идет успешно, ситуаций «плохой слышимости» должно становиться все меньше и меньше и, возможно, не возникать совсем. Если они продолжают возникать, скорее всего, стоит что-то пересмотреть в своих взглядах на обучение.